04.05.2023 выступление "Преемственность поколений" прот. Владислава Авраменко перед зам.директоров школ Фрунзенского района
Преемственность поколений. Историческая идентичность.
Теряя историческую память, мы обрекаем себя на бессмысленное существование и вымирание.
В романе-притче "Сто лет одиночества" Габриэля Маркеса описывается деревня Макондо, на жителей которой обрушивается эпидемия бессонницы и забывчивости. Сначала они забыли как их зовут, потом — как зовут их детей, следом — названия предметов. Потом, чтобы хоть что-то сохранить, они стали писать названия предметов на чашках, ботинках, инструментах. Но постепенно стали забывать даже буквы и оказались в шаге от исчезновения.
Но некий скиталец-цыган, побывавший на том свете, повесил на столбе в центре деревни небольшую табличку: "Бог есть". И эти безумцы макондцы, забывшие всё, читая эту табличку, постепенно начинали вспоминать, как зовут их детей, как зовут их самих, названия бытовых предметов. Мне кажется, это очень красивая и точная метафора.
Современная культура вымывает всякую память, а обретение памяти рождает восторг, объясняет прошлое, будущее, настоящее и приводит к самопониманию. Так что, да, конечно, Бог есть. И нужно помнить всех, кто были до нас. Как говорил Дмитрий Лихачёв: "Земля — это не просто пылинка в космосе, это огромный летающий музей". В котором было написано много картин, книг, музыки, происходили великие события, о которых мы должны помнить.
Сейчас нам часто преподают историю как совокупность фактов. А на самом деле история — это совокупность смыслов. Как некое письмо. Получив письмо, его надо прочитать — не просто сохранить, а вскрыть, осмыслить, понять. И стать строчкой или буквой этого непрерывно идущего сквозь века письма.
Для сохранения исторической памяти необходимо историческое понимание. Мы будем что-то помнить только тогда, когда будем понимать смысл произошедшего. Если представлять русскую историю в качестве духовной, культурной формулы, тогда легко и передавать, и транслировать, и сохранять историческую память, и дописывать её новые главы. А если пропадает смысл, история становится просто набором фактов, которые ни о чём нам не говорят. Становится просто "фактологией".
Как речь или музыка, попадая в ухо, является лишь волной звука, но попадая на слуховой нерв становится электрическим сигналом передающим в мозг информацию. И эта информация становится речью или музыкой в подготовленном мозгу, имеющем ключ к пониманию, к расшифровке этих знаний. И задача педагога — дать ключ к правильному пониманию знаний, пониманию истории.
Историческая память, это есть идентичность, сохранение — то, что делает нас нами. Делает русских русскими, наше государство — нашим государством, наш народ — нашим народом, нашу Церковь — нашей Церковью.
Наша историческая идентичность, которая передаётся и сохраняется, является для нас ценностью, в то время как на Западе вся идеология, вся культура либерализма направлена на ликвидацию идентичности. Та самая "культура отмены" — cancel culture, которая является "отменой культуры", есть уничтожение, упразднение идентичности. Стирание исторической памяти с целью разрушить преемственность поколений.
Таким образом, мы фактически идём на фронт защищать свою идентичность.
Касательно школьного воспитания, которое наконец-то возвращается в наши школы. Теперь образование — это не услуга, а полноценное воспитание личности и передача правильного мировоззрения. Но для того, чтоб что-то передать, нужно самому обладать. Чтобы воспитать учеников, нужно прежде всего воспитать самого себя. Педагог, который перестаёт учиться и воспитывать себя, не может научить и воспитать ученика. Так как прежде и важнее знаний, воспитать в человеке человека, которого Диоген искал с факелом среди белого дня.
В 1856 г. Н. И. Пирогов в статье "Вопросы жизни" писал:
"— К чему вы готовите вашего сына? — кто-то спросил меня.
— Быть человеком, — отвечал я.
— Разве вы не знаете, — сказал спросивший, — что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди".
Также и современное образование в чистом виде только даёт знания и готовит специалистов, не воспитывая личность. И сейчас мы, слава Богу, возвращаемся к истокам в образовании. В христианской традиции на первом месте стоит воспитание и только после — образование. Ведь, как говорили греки, — ученик, это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!
К. Д. Ушинский сказал: "Общество, которое заботится об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает!"
В своём главном труде "Человек как предмет воспитания — опыт педагогической антропологии" К. Д. Ушинский этот опыт разделяется на три части:
1. — Воспитание тела. 2 — Воспитание души. 3. — Воспитание духа.
И христианство говорит о трёх началах в человеке: дух, душа, и тело. Это реальные части человека, и каждое направление требует особого внимания, тогда только полноценно и гармонично может развиваться личность.