25.09.2024 методист ЦДКиО и священник храма св. Александра Невского приняли участие в совещании директоров общеобразовательных школ Фрунзенского района в отделе образования

По предварительной договоренности с начальником отдела образования Мариной Анатольевной Майковец было предоставлено слово представителям Русской Православной Церкви с целью мотивировать выбор модуля ОРКСЭ "Основы православной культуры" и продолжить дальнейшее сотрудничество. 

Методист ЦДКиО Наталья Васильевна Шкринда сказала: "Дорогие сотрудники отдела образования, дорогие директора, мы, Центр духовной культуры и образования, сотрудничаем с вами уже 11-й год и рады взаимному сближению и пониманию того, что мы делаем одно дело — заботимся о воспитании наших детей и молодежи.

Еще раз скажем, почему все же Православная Церковь.

Что такое православие?

Православие — это учение о человеке, о счастье человека.

В православии даже Бог для человека, для его спасения, для понимания человеком самого себя — кто я, зачем я живу.

В православном учении важно, что человек бессмертен, что душа его бессмертна, и человек, зная о своей устремленности в вечность, в прямом смысле этого слова, выстраивает вертикаль своей жизни. Ему не достаточно целей и задач в горизонтальной плоскости — детский сад — школа — институт — работа — карьера — семья — дети — внуки — правнуки. Недостаточно развития умственных способностей, совершенствования талантов, накопления знаний, укрепления здоровья. Недостаточно — просто жить.

Человеку обязательно нужна вертикаль — духовный сверхсмысл.

Без вектора вверх  к Богу перестают быть значимы и сами земные цели — горизонтальная цепочка распадается, выпадают целые звенья.

Например, сейчас уже нет таких целей, как — дети — внуки — правнуки. Почти исчезло значение семьи. Исчезает желание знать, запоминать — есть википедия,  нивелируется совершенство в  искусстве, ведь в постмодерне всё — шедевр. Даже жизнь и здоровье не имеют прежней ценности, — всё подчинено прихоти: делаю с собой, что хочу.

При отсутствии духовного начала, духовной цели сначала обесценивается, а потом исчезает и нравственность — исчезают уважение, порядочность, деликатность, доброта, уступчивость, снисходительность, прощение, отзывчивость, скромность, рассудительность. На их место заступает самоуверенность.

Мы видим, как уже дети начальных классов отличаются от старшеклассников. Уже старшеклассники жалуются, что боятся младшую школу, что дети младших классов часто дерзкие, не слышат слов, не проявляют даже малого уважения и культуры.

Мы знаем, что сейчас большая сложность учителю найти общий язык  с родителями, словно все говорят на разных языках.

Так оно и есть.

Если нет единого ценностного начала, то у каждого своя правда и свои представления о том, что хорошо, а что плохо. Например, для родителя тот или иной поступок ребенка — это его самовыражение, проявление его свободы, для учителя и для класса — мучение и пытка.

Конечно, разрушение культуры идет не само по себе: ещё никогда человек не подвергался столь целенаправленной и массированной пропаганде саморазрушения. Это квадробика, чайлдфри, психоделическая культура, наркокультура, суицидальная, культура массовых убийств в учебных заведениях, трансгендерная и т. д.

При этом дети спрашивают: а почему это плохо?

Ответ есть в православном учении: человек ценен и целостен, он не потомок обезьяны, и не может быть подобен животному, человек образ самого Бога, человек носит в себе зачаток божественности. Отсюда его уникальность, его единичность, неповторимость, его величие.

Только православная культура говорит, что в человеке Дух Божий и поэтому он духовен. Он духовен не благодаря культуре, а культура становится духовной потому, что человек духовен.

Но это знание не только преимущество, но и ответственность. Но и свобода может быть только там, где есть ответственность.

Итак, в чем важность православной культуры? Важность в том, что она представляет уникальное понимание человека, его духовности, его ценности. Она предает высший смысл его жизни.

Модуль ОРКСЭ "Основы православной культуры" рассказывает об этом ребенку простым языком. И зная это, ребенок будет более ответственно относиться к своей жизни, будет взвешивать свои поступки, переосмысливать свой выбор.

К сожалению, выбор ОПК в нашем районе небольшой. Если по России около 90%, то у нас чуть больше 30%.

Дорогие директора, как я сказала, наше взаимодействие неплохо развивается. Подписали договоры о сотрудничестве 27 школ района. Проходит много встреч, бесед, экскурсий в храмы.

Но мы все же просим вас, чтобы назначенные вами ответственные проявляли больше активности, тем более им виднее, как правильно эти встречи встроить в программу школы, в программу учителя.

Также мы предлагаем провести районное собрание родительских комитетов начальной школы по выбору ОПК с нашим участием.

Благодарим за сотрудничество и за внимание".

Вторым выступил отец Владислав Авраменко, священник храма св. Александра Невского в Купчино, учитель "Основ православной культуры"  ГБОУ СОШ № 302.

Он рассказал:  "Думаю, что Константин Дмитриевич Ушинский и Николай Иванович Пирогов сказали бы об ОПК, что этот предмет в современной школе максимально отвечает задачам воспитания и образования. Ведь на этих уроках мы говорим о самых важных смыслах, воспитывающих в человеке человека, а не узкого специалиста.

Предметные результаты, несомненно, важны, но в данном случае личностные результаты – гораздо важнее. Достижение предметных результатов – лишь способ, путь, чтобы достучаться до души ребенка, вызвать эмоциональный отклик, склонить к задумчивости, вывести на мировоззренческие вопросы, подтолкнуть к формированию собственного мировоззрения на основе традиционных нравственных ценностей, развить эстетический вкус и доброе отношение к миру, ко всем и всему окружающему.

Культура – это главный воспитатель во все времена и у всех народов. Через культуру передаются ценности, через культуру они формируются, выражаются, транслируются. Культура воздействует на эмоции человека, на его чувства, переживания, размышления… – на его душу. Культура (та культурная среда, в которой живет человек) во многом и формирует мировоззрение человека. Поэтому на уроках главное воздействие на душу ребенка должно быть через культуру.

Наша главная задача – не сообщить сведения о том или ином виде искусства, но развить эстетическое восприятие. Эстетическое развитие, навыки восприятия искусства, его понимания – это тоже средство воздействия на душу. Эстетически развитая душа – душа, способная воспринимать прекрасное, способная сострадать и сопереживать, это утонченная душа, которую легче воспитать в добре и сочувствии к другим людям, к окружающей природе, к культуре, к истории. Поэтому на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР учитель должен не просто рассказывать о культуре, он должен через разные объекты культуры – от древних до современных, от архитектуры и живописи до литературы и кинематографа, от народного творчества до авторского – воспитывать в ребенке доброту. А еще – восхищение, гордость за эту культуру, за высшие творческие, нравственные, исторические достижения наших соотечественников: через это и воспитывается настоящий патриотизм, любовь к своей Родине, к своей планете.

Еще одним воспитателем, не менее значимым, чем культура, является другой человек – авторитет, пример, которому хочется подражать, который может стать для ребенка настоящим Учителем, нравственным руководителем. Хорошо, если у ребенка такой Учитель находится среди родителей или ближайших родственников, если ребенок находит такого Учителя среди своих школьных учителей. Но так бывает далеко не всегда. Тогда мы можем познакомить детей с каким-нибудь человеком, который уже признан нравственным авторитетом, который уже для разных поколений являлся и является Учителем, нравственным образцом, образом Настоящего Человека. Наша задача – не только познакомить с такими личностями, но как бы "заразить" ими, "влюбить" в них. А для этого нужно поближе с ними познакомиться…

Вторая значимая задача – дать ответ ребенку на его вопросы "Зачем предмет? Зачем знания?", которые он задает подсознательно, и если нет ответа, это парализует его учебный процесс. Одно дело – знания, которые дети получают, другое – иметь силы для осуществления и использования этого приобретённого знания. Важно привить ребёнку умение проявить волю к доброму и бороться с самим собой, с своими желаниями, если они недобрые. Это главная задача воспитания и образования. Воспитанный человек умеет бороться с собой, ограничивать себя.

Человек не имеет права жить инстинктом, ему кроме инстинктов дано большее и высшее – ум, душа и дух. Нет воспитания там, где нет борьбы. Воспитание это не акт, а путь, где будем падать, но вставать и идти.

Тот, кто не научился руководить собою, тот не может руководить другими. Учителем нельзя работать, надо им быть".  Еще отец Владислав пожелал: "хорошо бы приглашать родителей на эти уроки, хотя бы иногда". В заключение он отметил высокий интерес  учеников к предмету.

Благодарим Марину Анатольевну Майковец за возможность поделиться с директорами общеобразовательных школ своим видением насущной необходимости взаимодействия в области воспитания детей и преподавания основ православной культуру.

 

Назад