Сущность духовно-нравственного становления человека в православной традиции
Наталья Васильевна Шкринда, руководитель Свято-Георгиевских информационно-просветительских курсов, методист ЦДКиО Фрунзенского благочиния.
(Доклад прочитан на Региональных Рождественских Чтениях "Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» во Фрунзенском благочинии Санкт-Петербургской епархии РПЦ. 28.11.2022.)
Сейчас как никогда всё российское общество ощущает необходимость в определении смыслового стержня, идейного или религиозного хребта нации, который должен быть общепризнанным, с условием, что некая часть общества может его и не принять, но которая не предлагает на его место равную альтернативу. И это должна быть не просто идея или проект, так как это русского человека не удовлетворит, ― это должен быть Идеал.
Исторически на Руси был один Идеал ― Господь Иисус Христос.
После революции 70 лет Его пытались заменить различными идеями: идеей всеобщего равенства, социализма, коммунизма, обожествлением вождей Ленина и Сталина, но эти идеи оказались недолговечны и потерпели крах. Затем обожествляли материальное благополучие, свободу без границ, западный образ жизни. С этими идеями русский народ встал на грань исчезновения. С 1970-х годов нет естественного прироста, идет убыль русского населения, особенно в регионах Северо-Запада и Центральной России. В 2021 году эта убыль составила более миллиона человек (1,04 млн). Смертность от наркотиков выросла на 60%. Растет смертность от психических расстройств и расстройств поведения. Так, например, в 2020 году только в Санкт-Петербурге она выросла на 447%.
9 ноября 2022 года публикуется Указ президента Российской Федерации "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей». Православию в этом Указе в деле оздоровления нации отводится особая роль (глава 1 пункт 6).
Православная традиция говорит, что духовность и нравственность не одно и то же. Мы видим, что предмет ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) разводит эти понятия. Светская этика ― это о культуре и нравственности, ОПК (Основы православной культуры) ― о духовности и нравственности. Духовность ― это не нравственность. Само выражение духовно-нравственный ― разделяет эти понятия: духовный ― это одно, нравственный ― это другое. Духовность ― это не культура, которая в общепринятом понимании ― это литература, театр, кино, музыка, изобразительное искусство. Культура, в своем лучшем выражении, только ступенька к духовности, она только определяет, что она есть, но не называет ее и, тем более, не является сущностью духовности. При этом, что важно: культура и нравственность могут трансформироваться под влиянием внешних причин, поэтому, чтобы избежать слишком широкого понимания нравственности, и есть приставка ― "духовно».
Таким образом, и культура, и нравственность находятся в подчинении, во второстепенном положении по отношению к духовности.
Качество того или иного произведения искусства, культуры определяется тем, говорится ли в нем о высших ценностях, удовлетворяет ли оно не только запросам души, но и духа.
В человеке есть дух.
Есть высший запрос на несомненную Истину.
Есть жажда Бога.
Даже отрицающий всё религиозное атеист словами своими, направлением мыслей выдает эту жажду Бога, жажду последней правды, жажду Истины.
Но почему духовность именно в православном понимании?
Православие в России является государствообразующей религией ― исторически и сейчас. Всю страну покрывают православные храмы. В 90-е годы люди, почти ничего не зная о вере предков, но имея генетическую память, тысячами шли креститься в православные храмы.
Православие, в своей сути, ― незримая жизнь русского народа. Это обращенность Духа Божия к народу, а народа ― к духу Божию, хотя порой и неосознаваемая, порой в борьбе и противостоянии.
Духовность ― это жизнь религиозная.
Православие принимает Бога, принимает Пресвятую Троицу. Принимает Господа Иисуса Христа Сына Божия таким, какой он есть в Евангелии. Не додумывает, не изменяет, не подстраивает под запросы сегодняшнего дня. Господь Иисус Христос в православии такой, как и 2000 лет назад.
Он есть духовная жизнь человека.
Он ― сущность православия.
Он ― "Путь, Истина и Жизнь».
Без Господа Иисуса Христа нет духовной жизни и быть не может, а может быть только имитация. Только через Него человек может понять самого себя, понять смыслы этого мира. Только через Господа Иисуса Христа можно понять и принять свое бессмертие, заглянуть в вечность. Им раскрывается для нас глубина жизни, значение смерти, разводятся добро и зло.
"Что мы берем с собою в вечность?» ― таким вопросом оживляется нравственность. "Что мы увековечиваем? Какой мир творим в себе сейчас?»
Ведь Господь Иисус Христос говорит: "Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
Таким образом, я непросто нравственный человек, я сотворец Царствия Божия! Я с Богом строю, созидаю. Мы сотворцы, соработники, созидатели, сотрудники!
Прекрасный образ этого дает св. прп. авва Дорофей ― дом души.
Мы строим дом души там, в вечности у Бога, и одновременно здесь и сейчас. Так основание ― это вера; камни или кирпичи ― это добрые дела. Каждый наш поступок, хороший или плохой, оценивается относительно бога, Его заповедей. И если мы любим ближнего, уступаем ему, помогаем, то кладем в стену кирпич, а если спорим, обижаемся, завидуем, ревнуем, злимся, то убираем. Известь, скрепляющая кирпичи ― это смирение. Краеугольные камни ― мужество. А крыша ― любовь.
Именно православие говорит о глубинах духовной жизни человека. И поступок ― это не просто его сиюминутный выбор, эмоция или настроение, ― поступок исходит из сердца. "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца уста говорят» (Лк. 6:45). Господь Иисус Христос обращает наше внимание на сущность в нас, а поступок ― это только следствие. И вопрос в том, что мы делаем своим сокровищем? Что мы копим, лелеем, бережём и что возьмем с собою в вечность? И с этим вопросом жили наши бабушки и дедушки и наши далекие предки, хотя и называли это духовно-нравственной жизнью. Это и есть традиция ― русская православная традиция ― "како умирать мне будет?»
Без Бога, без православного понимания жизни и смерти нет духовности, а значит, нет и нравственности. Ф. М. Достоевский писал, что если нет Бога ― все дозволено. Без Бога нравственность теряет смысл. Ее идеалы или не работают, или служат недолго. Но главное, идеалы постепенно деградируют, становясь наконец безобразными.
И как мы знаем, при совершении безобразного поступка, человек пытается втянуть в него как можно больше людей, на глубинах своей души понимая свое преступление, но в слабости своей не в силах его преодолеть, и поэтому пытающегося себя утешить тем, что все так делают, так и образ уродства навязывается всему миру, в том числе и России.
Но Россия Указом президента 9 ноября 2022 года сказала этому натиску безобразия ― нет. Сила русского народа в любви к Господу нашему Иисусу Христу Воскресшему (в отличии от католиков, почитающих Господа Иисуса Христа Распятого), победившему смерть и ад. Русский человек ― значит православный по менталитету, по нравственности, по исключительности Идеала. Русский народ любит Отечество земное, потому что любит Отечество Небесное. Живя на земле, человек прорастает в Царствие Небесное, видит свое воскресение, воскресение своей души здесь и сейчас и в вечности с Господом Иисусом Христом. В этом сущность православного учения, православной традиции, духовно-нравственного становления человека.