Протоиерей Михаил Чельцов как свидетель святости священномученика Вениамина Петроградского
Диакон Олег Куковский, директор Центра духовной культуры и образования (ЦДКиО), клирик храма св. вмч. Георгия Победоносца в Купчино.
(Доклад прочитан на Региональных Рождественских Чтениях "Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека" во Фрунзенском благочинии Санкт-Петербургской епархии РПЦ. 28.11.2022.)
В 2022 году исполнилось 100 лет со времени проведения печально известного Петроградского судебного процесса. Он проходил летом 1922 года в нашем городе в связи с делом, по которому правящий архиерей, духовенство и верующие Петроградской епархии (всего более 80 человек) обвинялись в противодействии изъятию церковных ценностей. Открытые судебные заседания проходили в здании филармонии (бывшего Дворянского собрания) с 10 июня до 5 июля. За день до оглашения приговора обвиняемым было предоставлено последнее слово. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) большую часть своей речи посвятил оправданию и защите других подсудимых. Также он сказал: "…я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре: жизнь или смерть, но чтобы вы в нем не провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу очи свои горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за все!". 5 июля был оглашен приговор. Десять обвиняемых были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Вскоре шести из них высшую меру наказания заменили пятью годами заключения. Митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), проф. Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны в ночь на 13 августа 1922 года предположительно у станции Пороховые. За несколько дней до расстрела владыка Вениамин писал в письме: "Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога". В 1992 году митрополит Вениамин и архимандрит Сергий были канонизированы Русской Православной Церковью как священномученики, а пострадавшие вместе с ними Юрий и Иоанн – как мученики.
На фотографии с неправедного судилища в нынешнем здании Большой филармонии крайний справа в нижнем ряду – протоиерей Михаил Чельцов. Он родился в 1870 году в семье потомственных священнослужителей. Окончив духовную семинарию и академию, в течение 9 лет трудился преподавателем в семинарии, миссионером по борьбе с раскольниками и сектантами, публиковался в церковной периодической печати. В 1903 году был рукоположен во священника, в 1914 году возведен в сан протоиерея. В 1918 году собранием духовенства Петрограда протоиерей Михаил был избран председателем Петроградского епархиального совета. Осенью 1920 года, после ликвидации по распоряжению властей Епархиального совета, перешел на работу в канцелярию митрополита Петроградского Вениамина. Большевики характеризовали протоиерея Михаила Чельцова "как элемент наиболее энергичный и умный из черной кости духовенства, может быть опасным для социалистической революции". К моменту ареста в 1922 году был настоятелем Троице-Измайловского собора. 5 июля оказался в числе 10 осужденных, приговоренных к расстрелу. После оглашения приговора прот. Михаил провел один месяц в камере смертников, после чего смертный приговор в отношении его и еще 6 осужденных был заменен на 5 лет тюремного заключения. Через 1,5 года срок заключения был сокращен, и в конце 1923 года о. Михаил вышел на свободу и продолжил пастырскую деятельность. Свое пребывание в тюрьме в ожидании расстрела прот. Михаил позднее описал в книге "Воспоминания "смертника" о пережитом". Приведем здесь только две характерных цитаты из этих воспоминаний (конечно, в книге их гораздо больше), в которых упоминается священномученик Вениамин Петроградский во время содержания в тюрьме и в ходе судебного процесса. По словам о. Михаила, "Митрополит [Вениамин] молится по четырнадцать часов в сутки [!] и производит на надзирателей самое тяжелое впечатление, почему они отказываются от несения ими их обязанностей по отношению к нему". Когда огласили смертный приговор, "Помню, - пишет прот. Михаил, - я посмотрел на митрополита, и мне понравилось великое спокойствие на лице у него, и мне стало хорошо за него, за себя и за всю Церковь…".
В 1930 году прот. Михаил Чельцов был вновь арестован и опять – по несправедливому обвинению. Фактически он был виноват лишь в том, что исполнял свой долг православного священника. По воспоминаниям одного из сокамерников, о. Михаил, осознавая близость мученической кончины, сохранял в тюрьме полное спокойствие, говоря: "Прожита жизнь, не всегда легкая. Дети уже выросли, и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и многолетние страдания на одре болезни… Меня Господь призывает к себе таким благословенным путем". В начале 1931 года прот. Михаил второй раз в своей жизни был приговорен к смертной казни, и на этот раз расстрел состоялся. Случилось это 7 января 1931 года, в самый день великого праздника Рождества Христова. По свидетельству очевидца-конвойного, о. Михаил шел на казнь с пением Рождественских песнопений. В 2005 году имя священномученика Михаила Чельцова было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Подводя итог сказанному, заключим, что, взирая в тюрьме и во время суда на мужественное и исповедническое поведение священномученика митрополита Вениамина, о. Михаил поведал об этом потомкам в своих воспоминаниях, и сам, будучи свидетелем святости Владыки, его примером вдохновился на принятие мученического венца. Засвидетельствовав, в свою очередь, и свою верность Господу даже до смерти. Мученик (от греч. мартис) – свидетель!
Использованная литература.
Бовкало А. А. Вениамин (Казанский Василий Павлович), сщмч. // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 617-623.
Никитин Д. Н. Михаил Павлович Чельцов, сщмч. // Православная энциклопедия. Т. XLV. М., 2017. С. 586-587.
Михаил Чельцов, прот. Воспоминания "смертника" // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1992. Вып. 10. Ч. 1.