Преподобный Сергий Радонежский и глобальные вызовы нашего времени

Иерей Димитрий Пономарев, канд. богословия, клирик храма свт. Петра, митрополита Московского на Роменской ул., учитель ОРКиСЭ и  ОДНКНР в лицее № 299 и  школе № 367.

(Доклад прочитан на Региональных Рождественских Чтениях "Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека" во Фрунзенском благочинии Санкт-Петербургской епархии РПЦ.  28.11.2022.)

 

 

Кто-то спросит меня: почему такое странное название доклада? И как соотносятся "глобальные вызовы современности" и все, что связано с преподобным Сергием, который жил в XIV веке? Давайте скажем несколько слов об эпохе Радонежского чудотворца. Василий Осипович Ключевский писал, что сын ростовского боярина Кирилла, который бежал от голода и нищеты поборов со своей семьей в Радонежские приделы, родился в то время когда умирали последние старики, видевшие татарский разгром Русской земли. У всех русских людей еще до боли было живо впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием, тем более, что ордынцы многократно приходили и позже. "Это было одно из тех народных бедствий, — писал историк, — которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее. Мать пугала неспокойного ребенка татарином; услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать, сами не зная куда…"

В XIV в. русским землям угрожала опасность не только с юга и востока, но и с северо-запада. На протяжении всего XIV столетия Литовское государство неуклонно расширяло свои владения. При Гедимине были захвачены Подляшье и Волынь, Полоцкое и Витебское княжества, часть земель по верхней Волге. Преемник Гедимина Ольгерд в 50-е годы XIV в. отторгнул часть смоленских земель и покорил Брянское княжество. Он же пытался расколоть нашу Русскую церковь, в 1371 году просил патриарха Филофея дать ему особого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль, Нижний Новгород. Ни толи же самое мы видим и сегодня?

Почему же наш народ смог очнуться от ужаса рабского оцепенения? Кто был виноват в том, что русский народ, "привыкший дрожать при одном упоминании имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи" на Куликовом поле? Виноват, в этом оказался преподобный Сергий. Он делом ответил на глобальные вызовы своего времени. Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Любой русский человек в XIV веке понимал, что это было подобно чуду. И этим Божиим чудом был преподобный Сергий. Что он сделал?

Со времени создания епископом Коломенским Митрофаном "Сказания о Мамаевом побоище" в древнерусской литературе утвердилось предание о том, что преп. Сергий Радонежский после отслуженного в Троицком монастыре молебна и трапезы благословил крестом и окропил святою водою великого князя, всех князей и бояр и воевод, приехавших с ним и еще сказал: "Господь Бог будет тебе помощником и заступником, Он победит супостатов твоих и прославит тебя". Кроме того, что Сергий благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, он отправил с ним на поле брани двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Их имена также упоминаются в знаменитой "Задонщине". Согласно церковным канонам, монахам, как и священнослужителям, невозможно брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях. Однако древнее предание, зафиксированное в "Сказании о Мамаевом побоище", говорит нам о том, что Пересвет и Ослябя, в прошлом являвшиеся брянскими боярами и военачальниками, приняли непосредственное участие в Куликовской битве. Но важнее даже было не то, что Александр Пересвет, сняв с себя все доспехи и в одной лишь схиме, вышел на бой с непобедимым татарским поединщиком Темир-Мирзой или Таврулом (Челубеем), но важнее было то, что все русские воины в походе видели рядом с князем двух чернецов из Троицкого монастыря. Они являлись явным, видимым свидетельством того, что Сергий, живущей по воле Божией, благословил князя и его воинство на бой с Ордой. Александр Пересвет принял вызов ордынца и вступил с ним в единоборство, закончившееся гибелью обоих воинов. Но при этом русские воины, готовые биться до смерти, воодушевились, а ордынцы пали духом, так как в преддверии битвы погиб их лучший воин.

Следует здесь еще вспомнить, что до начала боя, утром, когда руccкиe увидели несметные полчища татар, и многие из них были объяты невольным страхом и ужасом от их числа, преподобный Cepгий прислал на поле битвы гонца-старца Нектария с просфорой и собственноручно написанным письмом к князю, чтобы он не малодушествовал, вступил в битву. Весть об этом моментально разнеслась по всему войску. В своей благословенной грамоте игумен земли Русской писал великому князю: "без всякого сомнения государь иди против них, и, не предаваясь страху, твердо надейся, что поможет тебе Господь".

Русские победили. И если на Куликово поле собрались дружины из разных княжеств, то после великой победы воины возвращались на Родину представителями единого русского народа. И как писал историк В. А. Соколов, "во время жизни преподобного Сергия на Руси было татарское иго и власть была раздроблена. Прошло пять веков со времени начала молитв преп. Сергия и над русским народом нет и быть уже не может ни татарского и никакого иноземного ига и царит Самодержавие..." Мы также знаем, что пока шла битва Сергий, собрав в своем монастыре на молитву всю братию, за многие сотни километров от места боя, называл имена павших воинов и произносил за них заупокойные молитвы.

После Куликовской битвы авторитет преп. Сергия Радонежского в глазах всех русских людей, в том числе великого князя Московского св. Димитрия Донского и других русских князей возрос до предела. Это, в частности, наглядно проявилось в событиях конца 1385 г., когда преп. Сергий по просьбе великого князя Димитрия прибыл в Рязань: и говорил там с рязанским князем Олегом Ивановичем. После этой встречи князь Олег, благодаря вразумлению преподобного, заключил вечный мир и никогда более не воевал с Москвой. Летописец говорит об этом событии следующим образом: "Преподобный игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы, благодатию, данною ему от Святаго Духа, беседовал с ним (князем Олегом) о пользе душевной и о мире и о любви; князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость и утишись и укротись и умились вельми душею, устыдился настолько святого мужа, что взял с великим князем Дмитрием вечный мир и любовь в род и род".

Ранее Куликова поля это было не всегда возможно. Когда в 1365-м году поссорились между собою Суздальские князья Дмитрий и Борис Константиновичи из-за того, что младший брат захватил Нижний Новгород, митрополит поручил Сергию, в случае упорства Бориса, закрыть в Нижнем все церкви, наложить на город церковное отлучение. Однако надежда великого князя и митрополита обойтись без вмешательства оружия оказалась тщетной: Борис не внял увещеваниям Сергия и даже не захотел покориться. Он покорился лишь тогда, когда вслед затем было выслано против него Московское войско. Хотя в 1358 и 1363 гг. Сергий, посетив свой родной город Ростов, смог уговорить местного князя Константина признать власть Москвы. Есть основания полагать, что в 1371 году он же много поспособстсвовал примирению князей Московского и Тверского.

Когда 19 мая 1389 года умирал святой благоверный князь Дмитрий Донской, то он представил перед смертью боярам нового правителя князя Василия Дмитриевича. Именно при Дмитрии Донском было подписано десятью боярами и двумя игуменами его завещание, где устанавливался новый порядок престолонаследия на Руси. Престол переходил не к старшему в роде, а от отца к сыну. Этим устранялись все поводы к смутам. Под завещанием князя стояла подпись игумена Сергия. Мы еще много можем вспоминать о том, что сделал преподобный Сергий для русского народа. Он и его современники ответили на глобальные вызовы своего времени. Как на эти вызовы можем ответить мы?

В центральном благочинии за полтора месяца представители ЦДКО Центрального района нашего города посетили уже 13 школ. Там мы проводили беседы, рассказывали ребятам о преподобном Сергии Радонежском, о его таланте от Бога ― молитвы. И знаете, с ребятами можно было совершенно спокойно беседовать о святых, о благоверных князьях ― правителях Руси, о святых праведных воинах, о защите Отечества… И они не только слушали, но и слышали то, о чем им говорят. Слышали и все понимали и принимали.

Радует и то, что не все их отцы уехали за рубеж, спасаясь от мобилизации. Священники нашего храма участвовали в проводах мобилизованных воинов в военкомате Фрунзенского района. Мы подходили к ним, спрашивал: "крещен человек или нет". Крещеному вручали икону святого благоверного князя Александра Невского. Затем спрашивали: "Есть ли у них нательный крест?" Чаще случалось так, что креста не было. Тогда предлагали им надеть нательный крест. И никто из воинов не отказался это сделать.

Сегодня уже мы с вами отвечаем на глобальные вызовы нашего времени. Сейчас идет борьба не за ресурсы, не за идеологию, а битва за наши традиционные ценности. И в этой битве по молитвам преподобного Сергия Радонежского чудотворца, мы не можем не победить, пока русский воин не отказывается надеть на себя крест и понести его, защищая свое Отечество.

Назад