Желает ли Православная Церковь навязать школьникам православие?
Почему Православная Церковь активна в области просвещения и образования? Возможно, что за всеми ОПК1 и ОДНКНР2 кроется навязывание детям религии, православной веры?
Мы часто слышим такой вопрос и от учителей, и от родителей. Они говорят, что ведь школа внеконфессиональная и внерелигиозная светская организация, зачем ввели эти предметы?
Все верно: школа — светская организация, да и Православная Церковь существуют в светском государстве. И, конечно, Церковь не собирается нарушать светский характер образования в школе.
Тогда, что же происходит?
Давайте разбираться.
Православная Церковь знает, как никто лучше, что нельзя навязать веру человеку. Нельзя сказать: "верь", и человек поверит. Нельзя и самому человеку проснуться и сказать себе: "сегодня я буду верить в Бога". Нельзя потому, что ничего не получится. Человек или верит, или нет. А вера в Бога вообще вещь сокровенная, — это великая тайна между Богом и человеком. Поэтому о вере можно только рассказать.
Но, может быть, оставить школьника самому проникнуть в тайну веры? Когда придет время, он сам во всем разберётся.
Не так все просто и безопасно. Почему?
Потому что когда и как ребенок разберется во всех мировых и не мировых религиях, сектах, псевдорелигиозных учениях и т.д.? Разве можно отпустить его в путь в это бурное море, не дав ему ни компаса, ни карты, не обучив элементарным правилам и навыкам? Разве это безопасно?
Да, душа ребенка, как и всякого человека, ищет сокровенные истины. Она чувствует, что мир не ограничивается только материей. Ребенок интуитивно знает, что в нем самом и в мире есть что-то высокое и чистое, есть некое мерило правды, гармонии и доброты, некая отправная точка всего миропорядка, некая конечная или изначальная истина. Он чувствует, что именно с ней сверяется его совесть, именно к ней он неосознанно оперирует, когда его обижают, когда он видит неправду и горе. Ребенок стремится узнать о ней, чтобы из области догадок и предположений перейти в область твердого знания. Успокоиться, утвердиться в истине.
Ребенок ищет Истину.
И тут мы спросим вас, дорогие учителя и родители: а где он будет ее искать?
И вы, точно, ответите — в интернете.
Да, в этом далеко неоднозначном пространстве. И хотя желание поиска будет исходить из доброго посыла — найти истину, ребенок пойдет туда, где ее нет и в помине, где загадочно, где особо, где ему докажут, что он избранный, убедят, что он не такой как все, где, возможно, от таинственных администраторов он получит право на осуществление темных желаний, преступных стремлений, право быть плохим.
Может, это только будет?
Нет — это уже происходит с нашими детьми. Мы знаем про группы смерти, про распространение наркотиков через интернет, мы знаем о бесчисленных интернет-сектах, которые заполонили виртуальный мир.
И мы все прекрасно знаем, что не запретишь ребенку общаться в группах в интернете. Не запретишь, да и не уследишь. Что могут учителя и родители в этом пространстве со своими запретами и страшилками? Ничего. Дети не боятся. Да и теперь соцсети гораздо больше знают о наших детях, чем учителя и родители.
Что же делать?
Вот здесь и может помочь элементарная духовная грамотность.
Что это такое?
Это когда в культурологическом аспекте, на уроках ОПК и ОДНКНР ребенку рассказывают о вере, которая 2000 лет назад изменила мир, сделала его человечнее, и почти 1000 лет назад стала основой формирования русского менталитета, русской государственности, традиций и обычаев наших соотечественников.
Расскажут, как понимается Бог в православной религии, какой Он, зачем он нужен человеку и человек ему. О цели жизни, о добре и зле, о вечности, о смерти и бессмертии. О путях и духовных законах. Об опасностях незнания. О истине, любви и жертвенности.
Вот, например, заповедь Божья "не лги". Почему нельзя лгать? Потому, что ложь разрушает человека изнутри и рушит мир снаружи. Каким образом? Источник лжи — всегда гордость и самомнение, то есть мысль, что я ни при каких обстоятельствах не могу быть плохим. Это нежелание признавать свои ошибки, а значит, невозможность просить прощения и невозможность примирения. Мы все знаем, как современному человеку трудно просить прощения. Ребенок любой ценой привыкает быть правым, это и ведет ко лжи. Неумение просить прощения ведет к неуживчивости, к конфликтам, к недолгим дружеским и семейным отношениям. Ложь маленькая или большая отравляет жизнь человека, держит его в постоянном напряжении, заставляет снова и снова говорить неправду, погружаться в мир недоверия, подозрительности, постоянного саморазрушения. В итоге ребенок, не понявший только одной этой заповеди, не осознавший ее важности, обречен на печальную жизнь. Заповеди не запрещают, они предупреждают, они делают жизнь безопасной и легкой.
Ребенок, который узнает об этом на уроках ОПК и ОДНКНР, получит знания об отправных фундаментальных основах жизни, жизни в себе самом. И конечно, он будет просто духовно грамотным, он будет знать, что такое религия, что такое духовность, во что и в Кого верили и верят его соотечественники.
Дорогие учителя! Приглашаем вас на Свято-Георгиевские информационно-просветительские курсы поддержки педагогических работников, преподающих учебные предметы "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России", и всех занимающихся духовно-нравственным воспитанием детей и школьников http://www.cdkoifrunz.ru/o-lekcijax.html.
С уважением руководитель Свято-Георгиевских курсов Наталья Васильевна Шкринда
1ОПК – Основы Православной культуры, один из модулей предмета "Основы религиозных культур и светской этики", преподаваемого в 4-х классах начальной школы.
2ОДНКНР – предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" преподается с 5 по 9 класс общеобразовательной школы.