О курсах
СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ПРЕПОДАЮЩИХ ОРКСЭ и ОДНКНР И ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ
Православие – культурообразующая религия в России. Духовно-нравственные основы православной веры исторически стали стержнем мировоззрения россиянина, повлияли на формирование всех сторон его жизни, помогли выжить и отстоять Родину в трудные времена испытаний. Этот стержень должны иметь и наши дети, но невозможно надеяться только на их внутреннюю интуицию, необходимо просвещение, наставление в нравственных законах наших предков. |
Цель программы – информационно-просветительская подготовка педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР, а также педагогов всех ОУ, желающих расширить свои знания в области православной культуры и религии.
Программа построена так, чтобы слушатели получили представление о православии, его внутренней сущности и его месте в истории, культуре и жизни российского общества.
Одна из существенных задач программы заключается в том, чтобы образовательными средствами способствовать преодолению атеистической, межконфессиональной и конфессиональной нетерпимости в российском обществе.
В программе предусмотрено изучение источников и материалов, задающих основание для постановки и решения мировоззренческих и методологических задач, связанных с преподаванием предметов ОРКСЭ и ОДНКНР, проведением духовно-нравственных занятий. При разработке содержания программы приняты к руководству примерные требования МО РФ к содержанию предмета "Православная культура" (письмо МО РФ от 22.10 2002). |
Содержание программы максимально приближено к темам уроков по ОПК, однако логически выстроено и расширено базовыми знаниями, необходимыми учителям, впервые открывающим для себя культуру жизни в православной традиции.
Особенностью программы этого года является то, что занятия будут проходить на разных площадках, в различных храмах Фрунзенского района, что предоставит возможность педагогам познакомиться с храмовой архитектурой своего района, клиром и социально-значимой деятельностью приходов, что откроет перспективу в дальнейшем спланировать воспитательную и образовательную деятельность совместно с кураторами от храмов.
Целевая аудитория:
- педагоги начальной и средней школы;
- учителя, уже преподающие ОРКСЭ и ОДНКНР, но желающие усовершенствовать знания по этому предмету;
- все категории педагогических работников общеобразовательных учреждений, желающие получить знания по основам культуры и воспитания в православной традиции;
- руководители школ, которым данная программа позволит сориентироваться в сложном поликультурном пространстве современного мира и выстраивать стратегию развития ОУ с учетом особенностей конкретной социокультурной ситуации, в которой приходится работать педагогическому коллективу.
Лекции:
- Православие. Церковь.
- Храм. Устройство храма.
- Православное учение о Боге.
Православное учение о человеке (антропология).
Человек в светской традиции понимания. - Православная молитва.
- Возникновение религий. Древнейшие верования.
- История Православной Церкви
- Библия. Священное писание Ветхого и Нового Завета. Сотворение мира.
- Традиции православного семейного воспитания.
- Заповеди Божии. Добродетели и пороки.
- Библия. Священное писание Ветхого и Нового Завета. Нравственное значение. Проповедь Христа. Золотое правило нравственности. Заповеди блаженств.
- Подвиг. Духовный подвиг. Святые.
- Конкурсы, олимпиады, выставки Русской Православной Церковной
- Православные праздники. Рождество Христово.
- Христос и Его служение.
- Православное понимание чуда.
- О Богослужении Православной Церкви.
- Отношение человека к природе и труду – соотнесение светского и христианского понимания.
- Церковное учение о покаянии.
- Православная икона. Христианское искусство и зодчество.
- Православие о воскресении мертвых и жизни будущего века. О Божием Суде.
- Зачем творить добро?
- Методические особенности преподавания религиозной культуры в школе.
- Основы мировых религиозных культур
- Таинства Церкви.
- Христианская семья. Семейные ценности. Род и семья - источник нравственных отношений. Монашество.
- Милосердие и сострадание.
- Традиционные церковные служения.
Курсы бесплатные.
Курс рассчитан на 72 часа.
Курсы проходят по средам.
Продолжительность лекций с 16 до 18:35 часов.
Место проведения: ЦДКиО (храм св. вмч. Георгия Победоносца в Купчино, пр. Славы, 45).
Первая встреча в 2022-2022 уч. году состоится 12 ОКТЯБРЯ В 15:30.
По окончании слушателям будут выданы удостоверения отдела образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и сертификаты повышения квалификации ИМЦ Фрунзенского района.
Руководитель курсов Шкринда Наталья Васильевна (тел.: +7 911 269 46 95)
Вопросы и заявки присылать: cdkoifrunz@mail.ru
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ о Свято-Георгиевских информационно-просветительских курсах для педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР и педагогов, занимающихся духовно-нравственным воспитанием.
Вопрос: С какой целью организованы курсы для педагогов ОПК, ведь есть государственные курсы при АППО, например?
Ответ: Особенностью данных курсов является то, что они одновременно являются и государственными, и церковными.
Вопрос: С какой целью произошло данное объединение?
Ответ: Учитель заинтересован в получении качественного образования. А так как предметы ОРКСЭ и ОДНКНР преподаются в общеобразовательных школах и в то же время содержат компонент православной культуры, то необходима государственная методическая помощь в лице Информационно методического центра Отдела образования, и помощь Русской Православной Церкви в лице Центра духовной культуры и образования Фрунзенского района.
Вопрос: Методическая помощь Отдела образования понятна, но что предоставляет церковная сторона?
Ответ: Мы знаем, какая большая разница между просто хорошо знающим предмет педагогом и педагогом, который погружен в смыслы и тонкости своего предмета, увлечен им, живет им. Лекторы наших курсов не просто знают православие как одну из религий, они являются православными верующими людьми, они живут в мире веры, в мире этой культуры. Они на собственном жизненном опыте познают, что такое богообщение, что такое молитва, что такое догматы и зачем они нужны, нужен ли им самим храм или нет. При этом крайне важно, что все имеют высшее богословское или религиоведческое образование.
Вопрос: Но не будет ли такое преподавание навязыванием веры?
Ответ: Конечно, нет. Общеизвестно, что педагог, глубоко знающий и любящий свой предмет, непременно передаст пусть не любовь, но интерес и уважение к своему предмету. Лекции проходят чисто в информативном формате.
Вопрос: Так в чём же интерес Церкви проводить данные лекции?
Ответ: Огромный интерес. Самое главное ― любовь к человеку, особенно к маленькому человеку, к ребенку, к школьнику. Духовная безопасность наших детей, их защищённость от сект, от интернет-сект, от модных, но патологических увлечений, которые могут нанести непоправимый вред здоровью или разрушить его жизнь. Недавно разговаривала с отцом одного подростка, и он между прочим проговорился: как хорошо, что мы живем на первом этаже. Я поинтересовалась: в связи с чем такая радость? Он ответил: боимся, подростковые суициды в огромном тренде. Так вот, если педагог верно и правильно расскажет ребенку о бессмертии души в православном учении, о духовной и нравственной ответственности за свою жизнь, то, возможно, ребенок не будет так бездумно распоряжаться ею. Но для этого педагог должен сам хорошо понимать, что такое жизнь после смерти, поэтому так важно участие церкви в подготовке педагогов.
Вопрос: Но почему Вы считаете, что ребенок заинтересуется православной культурой?
Ответ: Примерно в 10‒12 лет ребенок начинает смотреть на мир своими глазами, то есть не глазами папы и мамы, не глазами значимого человека, а своими, то есть начинает задаваться вопросами: кто я? зачем я родился в этот мир? почему люди умирают? что такое смерть? почему существует зло? что такое вечность? есть ли Бог? какой Он? и другими сложными мировоззренческими вопросами. Конечно, он ищет ответы на них везде, в том числе и в интернете, и если ему вдруг дают ответ на уроке, он непременно заинтересуется. Не обязательно, что он его примет, но точно задумается как над определенным вариантом.
Вопрос: Но сможет ли учитель так рассказать, чтобы ребенок заинтересовался?
Ответ: К качественной подготовке педагога по основам православной культуры и призваны наши курсы. Курсы работают уже седьмой год, и ни один выпуск учителей не остался равнодушным. Учителя приходят в октябре, слушают первые лекции и остаются уже до конца, до выпуска в апреле-мае. Учителя видят значимость православной культуры в первую очередь для себя, они понимают, что это не только история, но это живое, это сейчас, это настоящее. Они вдруг сами понимают, что получают ответы на вопросы, которые их самих давно мучают. Получая такие важные знания на курсах, загораясь душой, педагогу легче их передать дальше.
Вопрос: Известно, что порой учителя не берутся за преподавание ОПК, опасаясь, что дети из Воскресной школы знают больше, чем учитель. Что православная культура и религия ― это очень сложно и ответственно, и они боятся сказать что-то не так. Если учитель боится преподавать ОПК, то, может быть, ему и не стоит это делать?
Ответ: Вопрос непростой. Православное учение не самое легкое, и на его постижение, даже просто как религиоведческого предмета, требуется труд, время и верные источники. Если человек прошел курсы (любые) и впервые на этих курсах познакомился с православным учением, то ошибки неизбежны. Но ведь все мы ошибаемся, и апостол Павел ошибался, но главное признавать это. Можно прийти на следующий урок и честно сказать, что дал неверную информацию и сейчас хочет ситуацию исправить. А на сложный вопрос ученика не надо бояться сказать: я пока не знаю ответа, но я посмотрю, почитаю, узнаю и непременно тебе отвечу. Наш Центр духовной культуры и образования (ЦДКиО) и существует для того, чтобы помочь учителю. Можно нам задавать любые вопросы по электронной почте cdroifrunz@mail.ru . Мы или ответим сами, или дадим ссылку на проверенный источник. На нашем сайте есть и уроки, и презентации, и пособия для педагогов.
Вопрос: Вы приглашаете на Свято-Георгиевские курсы воспитателей детских садов. Чем полезны курсы для них?
Ответ: Государством предложен для воспитательной деятельности этнокалендарь, в который включены 16 православных праздников. Православная праздничная культура ― благодатная основа для духовно-нравственного воспитания детей. Но воспитателям важно народные обычаи и традиции показывать в православном значении, не наполнять язычеством, что, к сожалению, часто происходит.
Вопрос: А в чем принципиальное отличие?
Ответ: Православная культура всегда возводит к нравственному осмыслению тех или иных действий. Целью является духовное возрастание человека. Никакая вещь (оберег), никакое действие не делают человека автоматически нравственным, а значит ― счастливым, необходим труд изменения себя к лучшему, к добру. В православии Бог помогает не тогда, когда мы какой-то обряд правильно сделали, а когда мы постарались стать лучше, постарались победить в себе какое-либо зло. В этом и ценность православной культуры ― стремление к добру в первую очередь в самом себе.
Вопрос. Свято-Георгиевские курсы действительно необходимы. Они в этом году уже начались?
Ответ: Да. Первое занятие прошло 13 октября, но мы приглашаем учителей и воспитателей прийти на курсы даже с опозданием, так как важные положения православной культуры мы проговариваем много раз. Также мы всегда готовы встретиться дополнительно и дать востребованные знания даже одному педагогу.
Вопрос: Курсы бесплатные?
Ответ: Курсы бесплатные. У нас тепло и уютно, а еще чай и угощения. Ждём!
Ответы и вопросы подготовила руководитель Свято-Георгиевских курсов методист ЦДКиО Наталья Васильевна Шкринда