Официальный сайт
ЦЕНТР ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО БЛАГОЧИННИЧЕСКОГО ОКРУГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Документы
- Положение о Центре
- Соглашение о сотрудничестве Комитета по образованию и Санкт-Петербургской епархии РПЦ
- Соглашение о сотрудничестве администрации Фрунзенского района и благочинным Фрунзенского благочиннического округа Санкт-Петербурга
- Договор о сотрудничестве в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания ЦДКиО и ИМЦ Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Соглашения о сотрудничестве заключены на основе государственных законов:
- СТРАТЕГИЯ развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
В Стратегии в главе III "Основные направления развития воспитания" в пункте 2 "Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций" говорится о необходимости в деле духовно-нравственного воспитания детей "расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами".
- "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ― Закон 29 декабря 2012 г. №. 273-ФЗ
В основу взаимодействия образовательных учреждений и Русской Православной Церкви положена модель сетевого сотрудничества на основе нормативной базы, прописанной в статье 15 закона. Статья 87. П. 6.: "К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования от 31.05.2021 № 286
п. 31.3. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания. (В Стратегии в гл.3, п. 2 указано, что к "институтам воспитания" относятся традиционные религиозные общины, в том числе Русская Православная Церковь.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования от 31.05.2021 № 287
В п. 32.3 говорится, что рабочая программа воспитания ОУ осуществляется в единстве и институтами воспитания и предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям. А также см. п. 42.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
- ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ г. Москва 2 августа 1999 г. http://www.r-komitet.ru/vera/39.htm
- Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 мая 2015 г. № 08-761
"Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) (от 30 декабря 2014 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации по изучению предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
В настоящее время содержание образования в 1–4-х классах общеобразовательных организаций регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденного Министерством просвещения РФ от 31.05.2021 № 286.
Образовательные организации согласно статьям 12, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) разрабатывают основные образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учётом примерных основных образовательных программ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел "Примерный учебный план". В указанном разделе представлены 3 примерных учебных плана, в каждом из которых в рамках предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" представлен для обязательного изучения учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год) (далее – учебный предмет ОРКСЭ).
Предметные результаты по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" должны обеспечивать:
43.6.1. По учебному модулю "Основы православной культуры":
- понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
- формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
- осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры;
- формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;
- знание названий священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание;
- формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств;
- построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
- понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;
- овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
- понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
- формирование умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие";
- умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в православной культуре, истории России, современной жизни;
- открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.
Комментарий к письму Минобрнауки
https://pravobraz.ru/opublikovan-kommentarij-k-pismu-minobrnauki-o-prepodavanii-v-shkolax-orkse-i-odnknr/
Опубликован комментарий к письму Минобрнауки о преподавании в школах ОРКСЭ и ОДНКНР
25 мая 2015 года Министерство образования опубликовало документ № 08-761 «Об изучении предметных областей: ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором представлены рекомендации по использованию ФГОСов.
Специалисты Синодального отдела религиозного образования и катехизации проанализировали этот документ и представили комментарий, который разъясняет основные положения письма Министерства образования и науки России.