Пособия для учителей

Примеры выполнения творческих заданий учащимися

В курсе ОРКСЭ очень важно как ученик понимает, осмысливает  изученный материал, как меняется его мировоззрение, как формируются его личностные качества, его отношение к людям, к себе. Одним из приемов такой обратной связи является выполнение творческих работ: написание синквейнов или хокку.

Конкретизация видов УУД в рамках курса ОРКСЭ

Личностные

  • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями художественных текстов посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
  • формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
  • формирование эстетических ценностей на основе эстетических критериев;
  • формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений;
  • эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса;
  • умениерефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока;
  • умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.

Регулятивные

  • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  • самостоятельное формулирование темы и цели урока;
  • овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану;
  • составление плана решения действий на уроке;
  • умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;
  • корректирование своей деятельности;
  • в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные

  • ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной (система взглядов, мыслей, чувств автора);
  • владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового;
  • извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
  • переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование, переконструированиетаблица, схема и др.);
  • использование словарей, справочников;
  • прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт;
  • сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме;
  • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;
  • установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • овладение умением работать в паре, группе;
  • умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
  • оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
  • восприятие и понимание речи других;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • владение монологической и диалогической формами речи;
  • развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины исторических событий и поступков реальных людей и литературных персонажей;
  • развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя
  • коммуникативно-оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета;
  • умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.

Cтадии технологии ТКМ ( теория критического мышления)

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.