11.05.2018 прошёл семинар "Музей — в помощь учителю"

11 мая руководителем Информационно-просветительских курсов поддержки педагогических работников, преподающих предметы ОРКСЭ и ОДНКНР, Натальей Васильевной Шкринда и представителем Государственного музея религии Ириной Николаевной Дониной был организован семинар для учителей Фрунзенского района «Музей — в помощь учителю». Сотрудниками музея были представлены разработанные ими программы разнообразной направленности, рассчитанные на школьников от первого класса до одиннадцатого. Рассказано об образовательных возможностях музейной педагогики на занятиях, рассчитанных на разовые посещения и по абонементам. Познакомили с возможностями работы в научной библиотеке при музее, которая готова принять всех желающих провести исследования в области религиоведения. Участникам семинара были представлены показательные занятия для детей младшего возраста «Начало начал» и «Собака по имени Тигр», под общим названием «Древнейшие верования», урок № 1.

Выражая благодарность сотрудникам музея, все же не можем не высказать своего мнения об увиденных показательных уроках. Древнейшие верования, такие как, например, шаманизм, не входят в программу «Основы мировых религиозных культур и светской этики», принятую Министерством образования. Понятно, что образовательная программа музея, включающая шаманизм, имеет свою логику построения, но все же не зря древнейшие верования исключены из школьной программы по ОРКСЭ и ОДНКНР и изучаются только в контексте истории в средней школе.

Урок № 1: «Древнейшие верования» подготовлен очень наглядно, возникает эффект погруженности в мир архаических верований. И возникает вопрос: а нужно ли это ребенку? Полезно ли ему это знание, преподанное в такой яркой и захватывающей форме?

Вопрос, думается, не праздный. Во-первых, это первый урок для ребенка в музее и, значит, самый запоминающийся. Во-вторых, инсталляции, реалистичность предметов древних культов и их доступность, физическое участие (пусть и в игровой форме) в неких ритуалах задействуют все воспринимающие функции: зрение, слух, осязание и даже обоняние, что ведет к быстрому запечатлению маленьким ребенком форм данных верований. И здесь возникает следующий вопрос: а не начнет ли он об этом думать, желать попробовать следовать практике этих культов? Ведь цель предметов ОРКСЭ и ОДНКНР совершенно иная: дать классические духовные ориентиры, обеспечить ребенку духовную безопасность. Зачем возбуждать любопытство к этой области верований? И так ли безобидно погружение в мир языческих культов? Думается, в контексте общешкольной программы о них достаточно знаний и нет необходимости акцентировать на них внимание малолетнего ребенка.

Хотелось бы еще заметить, что «Началом начал», по учению тех религиозных культур, которые представлены в блоке ОРКСЭ (кроме буддизма), является Единый Творец Бог.

Впрочем, надо признать, что всё в предлагаемых программах для школьников интересно и продумано. Возможности у музея огромные. Прекрасно, что есть возможность ознакомиться со многими религиозными культурами одновременно и увидеть в одном месте исторические предметы разных культов.

Благодарим сотрудников Государственного музея религии за сотрудничество и организацию встречи.

Наталья Васильевна Шкринда

Как это было...

 

 

Назад