Правосла́вие

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление»[1]) — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империив течение I тысячелетия от Рождества Христова, под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима.

Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик Православной Церкви, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос[2][3].

Происхождение и богословский смысл термина

Исторически, а также в богословской литературе «православие» обозначает апробированное кафолической церковью учение — в противоположность ереси. Термин появляется как антоним к слову «гетеродоксия», которым обозначались «иные», или нецерковные, богословские взгляды разного рода еретиков и тех учителей, мнения которых Церковь по каким-либо причинам отвергала.[4] В христианском контексте слово «православие» (греч. ὀρθοδοξία) встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского[5]). Терминологическое значение за ним закрепляется у Евсевия Кесарийского (III в.), официально впервые фиксируется в актах Халкидонского (IV Вселенского) Собора (451), а со времени Юстиниана (VI в.) слово «православие» употребляется достаточно широко для обозначения богословских взглядов, относительно которых существует мнение, что они точно соответствуют Евангелию и учению Церкви.[4] В доктринальных документах термин иногда употреблялся как синоним термина «кафолический» (греч. καθολικός). В этом смысле он применяется также римско-католической церковью, в том числе и в её литургических текстах[6], а для дохалкидонских древневосточных православных церквей даже является частью их общепринятого названия.

Согласно мнению профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковского, «православие есть „правое исповедание“ — ορθο-δοξία — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в „правильном мнении“ по всему предметному богатству и со всеми особенностями».[7]

В русском языке, в научной литературе, термины «православие (православный)» и «ортодоксия (ортодоксальный)» употребляются как синонимы в исконном значении — для обозначения сторонников Никейского символа веры («никейцев») как противопоставление арианам[8], а также для ортодоксальной стороны в дальнейших церковных спорах — монофизитскомиконоборческом. Для обозначения «православия» в узком смысле, после XI века, как противопоставление «католичеству», в русском языке слова «ортодоксия», «ортодоксальный» не используются,[9] хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской и переводной литературе.[10]

История термина на территории Руси[править | править вики-текст]

Самое раннее письменное использование слова «православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона:

Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вѣроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ[11].

В официальном языке церкви и государства на территории Руси термин «православный» стал употребляться в конце XIV — начале XV века, а наиболее активно термины «православный» и «православие» входят в употребление в XVI веке.[12] По отношению к понятию «вера» в древних летописных источниках также применялись такие эпитеты, как «непорочная», «христианская», «правая», «правоверная», «Божья», «истинная», «богопреданная», «благочестивая», «пречистейшая» и т. д.[12]

История формулирования вероучения

Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов (икона XIX века)

Православная Церковь рассматривает всю историю единой Церкви до Великого раскола (1054) как свою историю. Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Впоследствии формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов. Православие не признаёт постановлений соборов, которые созывались Римской церковью после Раскола, включая и те, где присутствовали представители Восточных патриархатов, как то Флорентийский собор.

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.

 

Год

Событие

Итоги

325 

Первый (Никейский) Вселенский Собор

Утверждён догмат Единосущия Сына со Отцем; осуждено арианство. Составлен первый, Никейский Символ веры. Важную роль сыграл св. Афанасий Великий.

381

Второй Вселенский Собор

Утверждено единосущие Святого Духа со Отцом и Сыном; после дополнений сформулирована окончательная[13] редакция Никейского Символа веры, известная как Никео-Цареградский Символ веры.

431 

Третий (Ефесский) Вселенский Собор

Осуждены ереси Нестория и Пелагия, осуждённого ранее на Карфагенских Соборах 416 года; утверждено именовать Деву Марию Богородицею (греч. Θεοτόκος).

451

Четвёртый (Халкидонский) Собор

Осуждены ереси несторианства и монофизитства (ересь архимандрита Евтихия). Утверждён догмат о том, что Иисус Христос есть Истинный Человек, во всём подобен нам, кроме греха; по воплощении Он имеет одно Лицо (ипостась) и два Естества, соединённые в Нём «Неслитно и Неизменно, Нераздельно и Неразлучно» — томос св. Папы Римского Льва[14].

553

Пятый Вселенский Собор

Осуждены персонально авторитеты Антиохийской школы — Феодор Мопсуестийский и Ива Едесский, и их сочинения, а также некоторые сочинения блаженного Феодорита Кирского, близкие к несторианству.

680

Шестой Вселенский Собор

Осуждено монофелитство. К Собору примыкает Трулльский Собор, составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке.

СерединаVIII века

 

Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение Православной веры» — первую богословскую систематизацию христианского вероучения[15].

787

Седьмой Вселенский Собор

Восстановлено иконопочитание (ранее анафемствовавшееся на Константинопольском соборе в 754 году, его решения были отменены); честь, воздаваемая образу, переходит к первообра́зному, и почитающие икону почитают личность, изображенную на ней.

11 марта843

Торжество Православия

После Поместного Собора в Константинополе, созванного императрицей Феодорой для окончательного восстановления иконопочитания, состоялись церковные торжества, получившие название «Торжество Православия». Были произнесены анафемы на иконоборцев и других еретиков. Данный чин по настоящее время совершается ежегодно в Неделю Торжества Православия (первая Неделя Великого поста). Анафематизмы и многолетия чина могут рассматриваться в качестве формулы Православия как веры Церкви (πίστις τῆς εκκλησίας).

879

Поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским) Собор в храме Святой Софии

Восстановление на патриаршем престоле Фотия; осуждение каких бы то ни было изменений в Символе веры.

СерединаXIV века

Полемика святителя Григория Паламы сВарлаамом

Подтверждение возможности созерцания человеком нетварного Фаворского света и непосредственного общения человека с Богом, единения с Ним и бесконечного Обожения.

Основные догматические и канонические положения

Отцы Первого вселенского собора (325) с текстом Символа Веры (381)

Догматика

Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий[16]:

Устройство и основные канонические нормы

Основные канонические нормы и институты:

Священное Писание

Заповедями в православии является Священное Писание, Библия. Православный канон Библии основывается на древнееврейском каноне Ветхого Завета, существовавшего до пришествия Христа, в отличие от протестантов, использующих канон принятый в современном Иудаизме, значительно сокращенный в сравнении с оригинальным. Важнейшей частью и основой Библии является учение Христа - евангелие. "Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек" (Ин 28:51) - согласно словам Христа, каждый исполняющий его учение обретает вечную жизнь в царствие небесном. Так же необходимо отметить первоочередную роль учения Христа в спасении: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин 5:39), что прямо говорит о важнейшей роли евангелия, и о том, что Библия, свидетельствует о Христе, и именно в этом её роль, в первую очередь, спасение же достигается исключительно исполнением слов Христа. Так же Христос подтверждает истинность каждого слова в Священном Писании: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф 5:17-19), и, следовательно, заповедует, что исполнение закона так же необходимо]. Так же, согласно словам Христа: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе." (Мф 18:18), писания апостолов, являются заповедями, включенными в священное писание. О том, что Священное Писание истинно, свидетельствуют слова Христа: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;" (Мф 16:18).

Так же в евангелие прямо сказано о Божественной сущности Христа: "Я и Отец -- одно." (Ин 10:30)[31][32], "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14:8)[33], "Я в Отце и Отец во Мне. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам." (Ин 14:9-11)[34], "кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня" (Мф 10:40)[35]. Так же о полной Божественной власти данной Богом Отцом - Богу Сыну - Христу: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф 11:27)[36], "Отец все отдал в руки Его" (Ин 13:3)[37].

 

ЗАПОВЕДИ Важнейшие по словам Христа заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф 27:40)[38][39], "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф 7:12)[40].

Богослужение

Общие сведения

Храм Христа Спасителя

Исторически православие допускало использование различных обрядов, но после раскола в Церкви утвердилось почти исключительное использование византийского обрядаЛитургия — главное богослужебное последование, во время которого совершается таинство евхаристии: состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Евангелия) и Анафоры. Причащение совершается под двумя видами. Для таинства используется квасной хлеб — просфора[41].

Исторически сложившееся в Византии общественное (церковное) богослужение заключает в себе 4 богослужебных круга: суточныйседмичныйнеподвижный годовой и подвижный годовой круг, сформировавшийся вокруг праздника Пасхи[42].

С середины XX века в США и некоторых других странах существуют православные приходы (преимущественно в Антиохийской ПЦ и РПЦЗ), практикующие западные обряды.

Таинства в православной церкви

См. также: Таинство

Сформулированное вычленение из богослужения семи таинств было сделано в латинском схоластическом богословии, учение о семи таинствах было соборно утверждено в католичестве на их Вселенских соборах: Флорентийском[43] и Тридентском (Тридентский собор принял канон, согласно которому предаются анафеме все, кто учит, что таинств больше или меньше семи[44]). В конце XVI века это учение стало печататься в книгах, изданных православными авторами, что было вызвано тем, что православные учились в католических учебных заведениях и копировали это учение, а также начавшейся в Константинополе богословской полемикой с протестантами[45][46], а в Москве — сильным влиянием киевской школы (Киево-Могилянская академия) на зарождающееся академическое богословие. Однако, традиция различения таинств от других священнодействий церкви (монашеский постриг, отпеваниевеликое водоосвящение и пр.) имела место в позднейшем школьном богословии (это учение вошло в состав различных, изданных православными книг).

Например, изъясняя 10-й член Символа веры («Исповедую едино крещение во оставление грехов»), имевший широкое хождение в России в XVIII и XIX веках катихизис под названием «Православное исповедание» (первоначальная редакция была написана под руководством Петра Могилы; первое полное издание на греческом в 1667 году) гласит:

Поелику он упоминает о Крещении, первом Таинстве, то дает нам случай рассмотреть седмь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак иЕлеосвящение. Сии седмь Таинств соответствуют седми дарам Духа Святаго. Ибо чрез сии Таинства Дух Святый изливает дары Свои и благодать на души тех, кои пользуются ими надлежащим образом. О сем предмете пространно рассуждает Патриарх Иеремия в книге, которую написал для обращения Лютеран[47].

Примечательно, что, например, Иоанн Дамаскин говорил о 2 таинствах, Дионисий АреопагитФеодор Студит — о 6, а митрополит Эфесский Иоасаф (XV) — о 10, трое последних погребение и монашеский постриг считали таинствами. В отличие от Католичества, учение только 7 таинствах всей соборной полнотой Православной церкви никогда не утверждалось, по причине того, что отличие священнодействия от таинства никем не было никогда определено.

Распространение

Распространение православия в мире

Основная статья: Православие по странам

Православие распространено среди ряда народов на Балканах — грековболгарсербовчерногорцевмакедонцеврумын и части албанцев; в восточной Европе — средивосточнославянских народов, а также грузингагаузовабхазовосетинмолдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерациичувашеймарийцевудмуртов,комикарелмордвыякутов и некоторых других (см. также в статье Православие в России).

Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви. Численность верующих канонических православных церквей оценивается в 225 млн (2007 г.)[48] и 227 млн (2013 г.)[49]. Вместе с древневосточными церквами, число православных составляет 260[50] — 270[51] млн человек. Вселенский Патриарх Варфоломей и другие источники дают оценку общей численности православных порядка 250—300 млн[52][53].

В современном мире к странам с большинством православного населения, по данным переписей и опросов, можно отнести: БелоруссиюБолгариюГрециюГрузиюКипрМакедонию,МолдавиюРоссиюРумыниюСербиюУкраинуЧерногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и ГерцеговинеФинляндииКазахстане, и на Алеутских островахамериканского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения ЭстонииЛатвииКиргизииАлбании, и Японии. С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары (см. Православие в Африке), а также Юго-Восточная Азия[54] и Южная Корея.

Официальный статус

Государственная религия в исторических государствах

Болгария

Дон

  • Всевеликое Войско Донское — согласно Статье 10 Закона Всевеликого Войска Донского (4 мая 1918 года)[57]; Статье 43 Раздела IV Главы VIII Основных законов Всевеликого Войска Донского (15 сентября 1918 года)[58].

Россия

Румыния

Украина

Православная церковь Придание и Писание

Источник внутреннего права православной церкви, наряду со Священным писанием, — Священное предание, которое включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церквижития святых, а также обычаи церкви[65]. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви»[66]. Священное писание расценивается «не глубже и не важнее Священного Предания» и понимается как лишь одна из его форм[65].

Православная церковь составляется сообществом поместных церквей — автокефальных и автономных[67]. Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви.

Поместные автокефальные и автономные церкви

Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных церквей возник после Великого церковного раскола: прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место (primus inter pares) перешло престолу Патриархов Константинопольских. Во II тысячелетии н. э. возник ряд новых автокефальных церквей, идущих в диптихах после Иерусалимского патриархата. С конца XX века существует 14 общепризнанных автокефальных церквей и одна, признаваемая только некоторыми церквями.

Диптих Московского патриархата

Диптих Константинопольского патриархата[68]

Автокефальные церкви:

 

1.     Константинопольская

2.     Александрийская

3.     Антиохийская

4.     Иерусалимская

5.     Русская

6.     Грузинская

7.     Сербская

8.     Румынская

9.     Болгарская

10.  Кипрская

11.  Элладская (Греческая)

12.  Албанская

13.  Польская

14.  Чешских земель и Словакии

15.  Американская и Канадская

1.     Константинопольская

2.     Александрийская

3.     Антиохийская

4.     Иерусалимская

5.     Русская

6.     Сербская

7.     Румынская

8.     Болгарская

9.     Грузинская

10.  Кипрская

11.  Элладская (Греческая)

12.  Польская

13.  Албанская

14.  Чешских земель и Словакии

Автономные церкви:

 

1.     Синайская

2.     Финляндская

3.     Японская

4.     Китайская

1.     Синайская

2.     Финляндская

3.     Эстонская (апостольская)

Американская и Канадская церковь в автокефальном статусе признана Московским патриархатом и некоторыми иными славянскими церквями.

Пределы поместных церквей традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами национально-государственного размежевания, но определённой нормы в отношении данного вопроса нет. Так, Московский патриархат, исторически всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского государства и Российской империи, после распада СССР в 1991 году простирает свою исключительную юрисдикцию на все страны бывшего СССР, кроме Грузии и Армении[69].

На основании некоторых канонических положений (Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского собора, 34-е Правило Святых апостолов) Константинопольский патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться в его окормлении (церковной юрисдикции), а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств (то есть ставшие суверенными государствами), имеют право на организацию в составе автономной церкви под её верховной юрисдикцией. Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии», которое, в частности, гласило: «проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях»[70]. Примечательно, что эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия: «Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства» (см. также Варфоломей и Русская Православная Церковь и в статье Русская Православная Церковь при Патриархе Алексии II). Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами»[71].

В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации Константинопольским патриархатом своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный синод Русской православной церкви на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на права Китайской автономной православной церкви»[72][73], которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции. Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных (канонической и неканонических) украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому патриархату в 1687 году была обусловлена «аннексией»[74][75] Украины Московским Царством.

Ряд церквей (в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты) имеют епархии и приходы вне территории своей основной юрисдикции — в так называемой «диаспоре»; другие же церкви (Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская) таких структур не имеют. Практика распространения юрисдикции на этническую диаспору создаёт ситуацию, при которой «нарушается принцип канонических территорий и вмешательство одной поместной Церкви в дела другой становится неизбежно»[76].

По вопросу о порядке дарования автокефалии также не существует ясно сформулированных общепризнанных норм[77], что порождает конфликтные ситуации как между самопровозглашёнными автокефалиями и их кириархальной церковью, так и между Константинопольским патриархатом и Московским патриархатом, который настаивает на праве всякой автокефальной церкви даровать автокефалию своей части. В Констатинопольском патриархате придерживаются мнения, что учреждение автокефалии есть прерогатива вселенского собора, и рассматривают все позднейшие автокефалии (после 787 года) как подлежащие утверждению таковым[78].

С сентября 1961 года[79], когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание[80], с перерывами, ведётся практическая подготовка Всеправославного собора, который бы разрешил ряд общецерковных вопросов и проблем. Намечен на 2016 год под председательством Вселенского Патриарха[81][82][83].

После 1991 года, несмотря на численный рост и возрастание влияния внутри России, Московский патриархат в плане мирового влияния стал уступать лидирующие позиции Константинополю, поддерживаемому Соединенными Штатами Америки[84]. Так, когда 9 октября 2007 года делегация Московского патриархата покинула заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне[85][86] ни одна из делегаций других православных церквей не последовала этому примеру[87][88][89][90][91], поддержав линию Константинопольской церкви[92]. Ослабление влияния Московского патриархата происходит также и на территории бывшего СССР (без Грузии)[93], которую он считает своей «канонической территорией».

Предпринятые в начале 2000-х годов попытки Московского патриархата подчинить своей юрисдикции приходы Западноевропейского экзархата во Франции[94][95][96][97], а также предотвратить переход в Экзархат (в составе Константинопольского патриархата) значительной части приходов Сурожской епархии закончились неудачей.

Старообрядческие церкви

Церкви русской традиции, отвергшие реформу Патриарха Никона (XVII век) и не имеющие евхаристического общения со всемирным сообществом поместных православных церквей. После признания «не бывшими» «клятв» Большого московского собора 1666 года на старые обряды и придерживающихся их Поместным собором Московского патриархата в 1971 году, церковное общение восстановлено не было. Русская православная церковь (Московский патриархат) не признаёт действительность епископата Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкого согласия)[98].

Поповство

Поповство — течения, имеющие священство и хиротоническую преемственность, но не признанные вселенским православием. К ним относятся:

Беспоповство

Беспоповство — течения, считающие, что хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего епископа, не признавшего реформу патриарха Никона. К ним относятся:

Истинно-православные церкви

Истинно-православные церкви (ИПЦ) — ряд объединений, неканонических с точки зрения церквей мирового, или вселенского православия, но претендующих на то, что именно они сохраняют традицию истинного православия (отсюда именование), и по этой причине противопоставляющих себя поместным православным церквям. ИПЦ не находятся в евхаристическом общении с мировым православием и, что нередко, между собой. Возникли в Греции и России в ходе церковных расколов 1920-х годов[99]. Основным своим вероучительным отличием от церквей мирового православия ИПЦ в настоящее время объявляют неприятие экуменических контактов в тех формах, в которых они практикуются в официальных церквах.

По численности приверженцев значительно уступают поместным церквам вселенского православия. Так, по числу приходов поместная православная церковь в РФ (РПЦ) превосходит наиболее крупные организации из числа российских ИПЦ —Русскую истинно-православную церковь и ИПЦ(Р), более чем на 2 порядка — 30 142[100], 200 (по сведениям самой РИПЦ на 2008 год)[101] и 150[102] приходов соответственно.

Старостильные церкви (старостильники)

Старостильные церкви — название, объединяющее «истинно-православные» церкви в Греции, Румынии, Болгарии, Южной Осетии[103][104][105], Финляндии и на Кипре, не имеющие евхаристического общения с поместными православными церквями.

Свое название эти церкви получили в связи с тем, что первоначальной причиной разделения стал переход многих поместных церквей на новоюлианский календарь; отделившиеся епископы и приходы сохранили у себя употребление юлианского календаря («старый стиль»).

Название «старостильные церкви» закрепилось только за этими церквами и не используется для описания как поместных церквей в РоссииСербии и Грузии, так и российских ИПЦ, использующих юлианский календарь[99].

Автокефалии вне общения с мировым православием

Ряд религиозных объединений православной традиции именуют себя автокефальными православными церквями, но не признаны в таковом качестве поместными церквами мирового православия. Среди них такие церкви, как:

С точки зрения приверженцев мирового православия все эти церкви представляют собой неканонические структуры. В отличие от ИПЦ, эти структуры признают каноничность мирового православия, не предъявляют к нему вероисповедных претензий и, как правило, стремятся к легитимизации с его стороны.

Дохалкидонские православные церкви

Основная статья: Древние восточные церкви

В церквях греко-византийской конфессии, в частности в РПЦ, термин «Православие» традиционно воспринимается как один из вариантов самоназвания, и по этой причине христианские церкви иных исторических традиций не признаются Православными церквями. С другой стороны, самоназвание Православной церкви призвано указывать на несомненную истинность её вероучения, что опять-таки не позволяет признать православными тех, кто верит не так, как это принято в византийском Православии[106].

Однако, Древними (дохалкидонскими) восточными церквями такая монополизация термина «Православие» церквями греко-византийской традиции отвергается. Эта группа поместных церквей считает именно свое учение православным и, за исключением Армянской церкви, использует слово «Православная» в своих официальных самоназваниях[107][108][109]. Древневосточные православные церкви не считают православными (в смысле правого исповедания) церкви греко-византийской конфессии, поскольку анафематствуют халкидонизм как ересь[110]. Однако они именуют их «православными церквями» в силу их официального самоназвания, так же, как именуют Римскую церковь «католической церковью», не признавая за ней подлинной кафоличности[111].

К Древневосточным православным церквям относятся:

Возможность спасения инославных, еретиков и раскольников

Православное исповедание никогда не обозначало границ спасения, но лишь указывает пути спасения в ограде православных церквей.[112]

Позиция Русской православной церкви обозначена Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП 2000 года, в документе «Основные принципы отношения к инославию»:

1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова<…>.
1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах…
1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению…
1.17. …Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.
2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром».

— «Основные принципы отношения к инославию»[113].

Различные юрисдикции (ИПЦ, различные Старообрядческие Православные церкви и согласияСтаростильные церкви и др.), не входящие в систему мирового Православия, могут иметь различные точки зрения на возможность спасения как инославных, так и православных из иных православных церквей.

Отношение к современной Римско-католической церкви[

Основная статья: Православие и католицизм

В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими Символ веры путём самочинного позднейшего прилога Filioque, или схизматиками, отколовшимися от Единой соборной апостольской церкви.

Православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами — по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской церкви[114]. Православная церковь не приемлет ряд иных догматических положений Римско-Католической церкви: филиокведогмат о непорочном зачатии Девы Марии, учение о чистилище, догмат о телесном вознесении Божией Матери[115]. Православие приветствует симфонию духовной и светской властей (См. статью Цезаропапизм); Римская Церковь ещё со времён раннего Средневековья выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью[116] (См. в статье Папство).

В декабре 1965 года Вселенским патриархом Афинагором и Папой Pимским Павлом VI и их Синодами были сняты взаимные анафемы 1054 года и подписана «Совместная декларация»[117]; «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не привёл к преодолению разделения (восстановлению евхаристического общения)[118].

С мая 1980 года[119] время от времени проходят встречи Смешанной богословской православно-римско-католической комиссии по диалогу между поместными православными церквями и Римско-Католической церковью[120]. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что «вступая в диалог, православная церковь отказалась от употребления термина „ересь“ в отношении католичества», пояснив, что мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу вовсе не значит, что с повестки дня снят сам термин «ересь» или сняты те разногласия, которые существуют между православными и католиками[121]. Действующий Патриарх Русской православной церкви Кирилл при выступлении на Поместном соборе РПЦ 2009 года подчёркнуто и во всеуслышание употребил термин «католическая ересь»[122], а во время проповеди в Тутаеве 11 сентября 2010 г. идею унии с католической церковью назвал «еретическим отступлением от истин православной веры»[123].

Назад