Сотрудничество органов управления образованием, образовательных учреждений и Русской Православной Церкви в рамках введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии РПЦ священник Сергий Коротких.

В течение последних 10-15 лет курсы духовно-нравственного содержания, основанные на отечественных культурно-исторических традициях, прочно вошли в практику преподавания большинства регионов России. «Православная культура», «Основы христианской этики», «Истоки», курсы, разработанные на основе материалов регионального краеведения, интегрированные курсы «Основы отечественной культурно-исторической традиции», «Живое слово», «Русские умельцы», «Русская художественная культура» и пр.

Широкая и положительная по своим результатам апробация этих курсов в качестве факультативов и предметов дополнительного образования привела к включению их в состав регионального и школьного компонентов содержания образования.

Региональный и школьный компоненты явились очень удобным, амортизирующим многие организационные и психологические проблемы механизмом введения курсов духовно-нравственного воспитания и образования в учебные планы общеобразовательных учреждений. Однако (как выяснилось к 2007 г.) ФГОС второго поколения не предусматривает существования в его рамках регионального и школьного компонентов как таковых.

Учитывая, что регионы к тому времени уже имели положительный опыт разработки и апробации курсов регионального и школьного компонентов содержания образования, отразившийся в результатах мониторингов, представители региональных систем образования (региональных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений) и епархий РПЦ неоднократно и широко обращались как в Министерство образования и науки РФ, так и к руководству РПЦ с просьбами и предложениями о способствовании сохранению и развитию практики преподавания учебных курсов духовно-нравственной направленности. Одним из ярких событий явилась Всероссийская конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», состоявшаяся в Калуге  20-21 декабря 2007 г. 

Опираясь на широкое мнение общественности, руководители четырех традиционных для России религиозных конфессий (православие, ислам, иудаизм и буддизм), среди которых выдающаяся роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры отмечена преамбулой Закона РФ «О свободе совести и о религиозных организациях», в июле 2009 г. обратились к Президенту РФ с инициативой о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» в состав ФГОС нового поколения. Идея была поддержана Президентом и Правительством РФ, в результате чего было дано поручение Минобрнауки и трем другим министерствам России с участием заинтересованных религиозных организаций представить согласованные предложения.

Согласование предложений, исходивших от Минобрнауки России и касавшихся формата, учебного периода и других условий апробации нового курса, происходило активно. Некоторые инициативы министерства, которые все же были реализованы, встретили очень неоднозначную оценку и критику. А именно формат и время начала апробации (последняя четверть 4-го – 1-я четверть 5-го кл.), а также неясность механизма введения (резерв учебного времени, оплаты, корректировка тарификации и пр.) при сжатости сроков.

В результате всем хорошо известны положительные и отрицательные стороны ситуации, в которой оказались в прошлом учебном году как региональные и муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения, так и религиозные организации.

На совместных совещаниях Министерства образования и науки РФ и Московской Патриархии РПЦ, проводившихся в Москве под сопредседательством Преосвященнейшего Меркурия, епископа Зарайского, руководителя синодального Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, первого заместителя Министра образования и науки РФ И.И.Калины и директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М.Реморенко, а также с участием представителей региональных органов управления образованием и епархий РПЦ, озвучивались две основные задачи, которые ставит государство перед этим курсом, что отражается в идее нового ФГОС:

  1. Духовно-нравственное воспитание и формирование национальной самоидентичности личности как гражданина России, учитывая, что эта идентичность формируется в поликультурном пространстве, в условиях существования стабильного социального заказа, ориентированного на религиозные культуры (на формирование мировоззренческих (ценностных) установок в парадигме той или иной культуры);
  2. В связи с этим второй задачей курса выступает формирование мировоззренческой базы для налаживания межконфессионального и межэтнического диалога и сотрудничества с целью укрепления единого государственного пространства, что приобретает еще большую актуальность в связи с миграционными процессами и рассматривается в качестве профилактики экстремизма, т.к. незнание основ традиционных религиозных и национальных культур и не следование им приводит к восприятию и укоренению нетрадиционных экстремистских идей, приходящих извне.

Вместе с тем, не все представители российского общества (семьи) готовы к тому, чтобы их дети изучали основы религиозной культуры. Для таковых предлагаются дополнительно два модуля: «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Предоставление такой альтернативы оправдано и является показателем демократичности общества, хотя целесообразность введения модуля «Основы мировых религиозных культур» в начальной школе и среднем школьном звене, когда дети еще недостаточно знакомы с собственной духовной и культурно-исторической традицией, вызывает большие сомнения.

Однако чтобы достичь выполнения задач, ставящихся государством перед новым комплексным курсом, необходимо соблюсти основополагающие принципы его введения, а именно:

  1. Свободавыбора родителями учащихся одного из шести модулей, заключающаяся в отсутствии давления и манипулирования родительским мнением со стороны кого бы то ни было;
  2. Осознанностьэтого выбора, заключающаяся в понимании родителями целей, задач, содержания и перспектив методического сопровождения каждого модуля. Для обеспечения осознанности выбора необходима организация грамотного представления каждого модуля и осмысления родителями того, что представлено, прежде чем они осуществят свой личный выбор;
  3. Введение конфессиональных модулей при участии официальных представителей религиозных организаций, соответствующих этим модулям: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Согласно нормативным документам Министерства образования и науки РФ, касающимся введения данного курса, важно, чтобы организация свободного выбора родителями конфессиональных модулей, их методическое сопровождение и организация курсов повышения квалификации педагогов производились с привлечением представителей религиозных организаций или уполномоченных ими специалистов.

В связи с тем, что подобного опыта в российской системе образования еще не существовало, в 2009 году полноценно соблюсти эти условия не удалось. Хочу подчеркнуть, что к этому не были готовы в должной мере не только образовательные учреждения, но и религиозные организации, в том числе и РПЦ.

С одной стороны, это случилось потому, что обычно организация введения предметов государственного образовательного стандарта осуществляется по другой схеме: мнение родителей по отношению к уже включенным в стандарт курсам не спрашивается – это Госстандарт. В данном же случае учебный курс федерального государственного образовательного стандарта, введение которого уже не обсуждается, имеет в своем составе модули, предоставляющиеся на выбор родителям. В связи с этим для администраций школ высветился ряд организационных и финансовых неудобств, связанных с тарификацией, составлением расписания, учебным планом, приобретением учебных пособий и т.д. Отсюда непроизвольное стремление унифицировать выбор родителей, повлиять на него таким образом, чтобы он был единым в масштабах школы или хотя бы в масштабах каждого из классов. Тогда многие административные проблемы снимаются автоматически. Однако при этом подрываются основы выполнения задач, ставящихся государством перед этим курсом.

С другой стороны, представители религиозных организаций были вынуждены действовать (или скорее бездействовать) в ситуации, которая характеризовалась декларированием представителями Минобрнауки РФ изложенных выше принципов, но отсутствием при этом нормативных документов, дающих основание органам управления образованием и образовательным учреждениям тесно взаимодействовать с религиозными организациями в осуществлении исследования запроса граждан и выбора ими модулей в составе нового курса, а также других направлениях апробации.

Сейчас такие документы есть. На данный момент все руководители муниципальных органов управления образованием и директора школ знают о них. Прежде всего, это письмо Минобрнауки РФ от 21 мая 2010 г. № 03-1032 за подписью Реморенко И.М., некоторые другие письма и рекомендации. 

Назад