Ваша находка для уроков ОПК
Опрос преподавателей "Основ православной культуры"
Мы спросили преподавателей модуля ОПК и связанных с Православием спецкурсов из разных регионов России о том, как им удается сделать свои уроки интересными.
Александр Аношкин, учитель ГБОУ СОШ № 1241 г. Москвы
Говорим о реальной жизни
Когда я только начинал преподавать ОПК, главной сложностью для меня было придерживаться культурологического подхода, то есть не заниматься катехизацией, а просто информировать: православные христиане верят так-то и так-то. Здесь важно прислушиваться к себе: как только замечаешь, что, объясняя материал или отвечая на вопросы, ты углубляешься в область веры, — надо сразу остановиться.
Что значит «остановиться»? Я не о том, что нужно отказаться отвечать на детские вопросы. Но вовсе не обязательно отвечать сразу на уроке. Обычно я говорю так: «эти вопросы мы можем обсудить после урока, если кому-то это будет интересно. Подойдите, лично задайте вопрос, и я лично отвечу». Вообще, нужно понимать, что вопрос вопросу рознь. Часто у детей возникают вопросы, но мимолетно, эти вопросы не волнуют их по-настоящему. Если броситься сразу отвечать на любые вопросы — урок окажется сорванным… во всяком случае, давать программный материал просто будет некогда.
Поначалу я то и дело пускался в полемику, а потом понял, что ученики 4–5-х классов просто не способны еще охватить большой объем материала. Поэтому нужно четко обозначить проблему, конкретный вопрос, и его решать. Я стараюсь ставить детей перед разными реальными житейскими случаями — ссоры, обиды, личный выбор… Разумеется, подбираю примеры, исходя из темы урока, и даю детям возможность обсудить, подвожу их к анализу, не навязываю свое мнение, а выступаю в роли арбитра, модератора.
Но детям нужно не только услышать, но и увидеть, потрогать. Поэтому я часто приношу в класс какие-то предметы, связанные с темой урока. Например, изучаем иконы — приношу несколько больших писаных икон, дети могут их подержать в руках, не торопясь рассмотреть.
Когда мы говорили о кресте, о его символике, его духовном смысле, я принес настоящий иерейский крест из храма. Ребята смогли его пощупать, разглядеть детали. Очень важно им дать материальное воплощение тех абстрактных вещей, которые изучаем.
С этой же целью — осмыслить абстрактное через конкретное, общее через частное — я выстраиваю и работу с родителями. Например, домашние задания по ОПК часто отсылают детей к семейным традициям: как у нас принято отмечать праздники, какая у нас в семье малая Родина… Понятно, что родители довольны — дети заинтересовались традициями семьи. Но помимо этого дети начинают некоторые вещи — что такое Родина, что такое традиция, что такое нравственные ценности — воспринимать не только умственно, теоретически, но и эмоционально. А в этом, быть может, главная польза ОПК.
Дарья Пантюхина, учитель русского языка и литературы, руководитель элективного курса «Православие и русская литература» МБОУ СОШ № 6 г. Кузнецка Пензенской области, лауреат конкурса «Серафимовский учитель».
Обсуждаем литературу
Наш урок традиционно начинается с минуты добрых слов, когда дети, независимо от возраста — как пятиклассники, так и одиннадцатиклассники — говорят друг другу добрые слова.
Далее мы обязательно используем чтение притч, любых: можем брать из Священного Писания, а можем и притчи Ушинского, Толстого — о нравственности.
Еще у нас есть такой прием: возник какой-то вопрос — ученики задают мне его в письменном виде. Если дети позволяют вынести его на всеобщее обозрение, то мы разбираем на уроке, а если вопрос сокровенный и ребенок просит не объяснять всему классу, то я тоже отвечаю ему письменно.
Кроме этого, Институт регионального развития Пензенской области разработал две специальные рабочие тетради для четвертого и пятого классов, и многие задания — кроссворды, тесты, викторины, иллюстративный материал — я беру оттуда.
С детьми шестых-седьмых классов мы разбираем заповеди Божии и приводим примеры из литературных произведений. Причем иногда они и сами их ищут и высказывают свою точку зрения.
Для этого мы используем как произведения школьной программы, так и не входящие в нее. И мы вместе ищем там какую-то православную линию или рассматриваем сюжет и поведение литературных героев с точки зрения Православия. Вот, например, «Гроза» Островского (программное произведение): каждый по-своему воспринимает поступки главной героини Катерины, но мы разбираем их с точки зрения нравственности. И моим ученикам очень нравится процесс изучения взаимоотношений людей.
Это-то и ценно в нашем курсе, что ученики на примере литературных героев учатся, как поступать — или не поступать — в реальной жизни.
Мы изучаем предмет не только в теории, но и на практике. Ходим на экскурсии в храм, оказываем кому-то помощь. А акцию «Белый цветок милосердия» проводят не только мои ученики, но и вся школа.
Ольга Гришанина, преподаватель воскресной школы храма святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова, заместитель директора ГУ культуры «Саратовский государственный музей боевой славы», победитель конкурса «Серафимовский учитель»
Читаем, смотрим, рисуем, ездим
На уроках я стараюсь сочетать как учебную, так и внеучебную деятельность детей. Например, если это младшая школа, то я включаю в свои занятия игровые моменты. Иначе просто нельзя: дети быстро устают, внимание рассеивается, и удержать их даже в течение 30 минут весьма проблематично. Поэтому для занятий по предмету «Закон Божий» была разработана специальная тетрадь-раскраска по особо сложным, плохо запоминающимся темам. Ее использование позволяет переключить внимание детей, развить их творческие, эстетические способности, способствует лучшему закреплению материала. Обычно 10-15 минут от урока я выделяю для работы с этой тетрадью.
В программу урока можно включить и несколько фрагментов видеофильмов общей продолжительностью до 12-15 минут. С маленькими детьми смотрим мы и мультфильмы — у меня есть диски православной анимационной студии «Колокольчик». Особым успехом у детей пользуются мультфильмы «Детство Ратибора», «Куликовская битва», «Илья Муромец». Кроме того, мы читаем рассказы, православные сказки, а затем анализируем прочитанное. Это тоже важно, так как ребенок учится излагать свои мысли, логически думать и анализировать. А для старших детей я разработала мультимедийный информационно-образовательный ресурс «Минувших лет живая память», который включает в себя информационные блоки и видеофильмы по подтемам.
При изучении материала по предмету «Православное краеведение» значимое место я стараюсь уделить экскурсиям в храмы Саратова и области. На выездных экскурсиях ребята закрепляют полученный на уроке материал. А потом выполняют обязательное творческое домашнее задание: эссе, рисунок, аппликация, вышивка, изготовление поделок из подручного материала, соленого теста. Это важный момент и в семейном воспитании, так как домашнее задание ребенок часто выполняет вместе с родителями.
Наталья Лычагова, заведующая библиотекой, учитель ОРКСЭ МБОУ № 6 г. Богородска Нижегородской области, призер конкурса «Серафимовский учитель»
Сделали карту урока
Специально в помощь учителям ОРКСЭ наша школа создала сборник авторских поурочных разработок с мультимедийным приложением, которым теперь пользуются в нашем Богородском районе. Мы, как практикующие учителя, составляли карту урока так, чтобы в него входила и презентация, и какой-то хороший видеоролик, и работа с текстом, и объяснения учителя, и притчи, и игры, чтобы разносторонне общаться с детьми. В нашем сборнике — полные уроки, разработанные от начала до конца, разбитые на фрагменты по 5-7 минут, со всеми играми и физкультминутками. Все игровые задания мы сочиняли сами, а притчи, конечно, брали из книг. Иногда дети и сами перерабатывают притчи, рисуют к ним иллюстрации, озвучивают и выступают перед всем классом.
Сборник был создан на основе проекта «К истокам добра», с которым мы победили на конкурсе «Православная инициатива», на средства полученного гранта распечатали 40 экземпляров и подарили в каждую школу нашего района, и, насколько мне известно, все учителя ими пользуются. Ну а если какой-то блок пришелся не по душе, его легко можно заменить на другой, ведь всевозможные интересные материалы на православную тему сейчас нетрудно найти.
Теперь в нашей школе видны и результаты наших усилий. В первый год существования ОРКСЭ заявления на изучение «Основ православной культуры» подала четвертая часть родителей учеников 4-х классов, в следующий — половина, а в последний учебный год — уже 75%.
Екатерина Грузкова, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ
№ 2 пос. Суходол Сергиевского муниципального района Самарской области, лауреат конкурса «Серафимовский учитель»
Опираемся на православные праздники
Батюшка, благословляя на работу, сказал, что начинать обучение нужно обязательно с Нового Завета. А ключевые события Нового Завета отражены в традиционных православных праздниках. Поэтому, начиная с сентября, мы не оставляем вниманием ни один из них.
Обязательно ставим спектакли: к Покрову, Николе, Рождеству, Пасхе, Троице, памятованию преподобного Сергия. Мальчишкам всегда интересны мероприятия, связанные с Куликовской битвой, рассказы о Пересвете и Ослябе. Вместе со старшими детьми мы занимаемся и исследовательскими работами, например, о том, как во время недавних гонений одни разрушали храмы, а другие берегли веру и потом эти храмы восстанавливали — и они для этого расспрашивают своих бабушек и дедушек, которые эти времена пережили.
Еще детям всегда интересно читать духовные стихи, рассказы (Василия Никифорова-Волгина, И. Шмелёва, из книги «Искра Божия», из сборника Б. Ганаго и др.), отгадывать загадки, решать кроссворды, рисовать. В особенности ученики любят слушать рассказы об иконах Божией Матери и изучать места на Руси, которые с ними связаны. Для этого летом организовываем паломнические поездки по святым местам, в которых принимают участие и родители. Когда мы занимаемся с маленькими, мы даем им раскраски, чтобы развивалась моторика, чтобы учились аккуратности. Раскрашенные листочки дети вклеивают в свою тетрадку. И те, кто уже закончил школу, при встрече рассказывают, что до сих пор эти тетрадки хранят.
Занятия клинописью
Ольга Серова, учитель истории МАОУ СОШ № 187 Советского района г. Нижнего Новгорода, методист Городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, победитель конкурса «Серафимовский учитель»
Показываем мультфильмы
Современные дети привыкли к видеоряду, поэтому почти на каждом уроке ОПК я показываю православные мультфильмы, видеофильмы-притчи, презентации.
Мультфильмов на православную тематику не так уж и много, но они настолько богаты по содержанию, что дают возможность возвращаться к ним вновь и вновь, на разных уроках. Вот, например, прекрасный мультфильм «Святой преподобный Серафим Саровский — чудотворец» можно показать, когда проходишь темы «Монастырь», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило нравственности», «Зачем творить добро?», «Проповедь Христа». Для темы «Икона» подходит мультфильм «Путеводительница», для «Православной молитвы» — мультфильм «Отче наш», для темы «Зачем творить добро?» — замечательный мультфильм «Удивительный ужин в Сочельник». Когда рассказываешь о христианской семье (или о совести и раскаянии), отлично подойдет мультфильм «Сказание о Петре и Февронии»; о защите Отечества — «Пересвет и Ослябя», о чуде — «Московская легенда о Василии Блаженном», о милосердии и сострадании — «Девочка со спичками». Хороший материал для обсуждения с детьми дают такие мультфильмы, как «Твой крест», «Ангел», «Аве Мария», «Покрова-покровенька», «Новогоднее приключение двух братьев», для знакомства с культурой Православия — «Рождество», «Сказание о крещении Руси», «Истории Ветхого завета», видеофильм «Храм Покрова на Нерли», х/ф «Щенок».
Дети очень любят такие видеоуроки, потому что они рождают сильные эмоции, побуждают к разговору на темы, которые редко обсуждаются. А в фильмах всё как будто из их школьной жизни, только иносказательно, на это я обращаю внимание ребят и перевожу ситуацию в плоскость дел класса, событий в школе. Просматривая фильм-притчу, дети как будто сами участвуют в нем, и иногда даже моделируют счастливый конец. После просмотра задаю вопросы, мы вместе их обсуждаем, делаем выводы. Иногда в качестве домашнего задания задаю сочинение-размышление, которое дети зачастую сочиняют вместе со своими близкими.
В конце полугодия проходят уроки защиты творческих проектов. Как правило, это размышление ребенка на пройденные темы. Проект может быть представлен листом с фотографиями, рисунками, коллажами или сочинением-размышлением, самостоятельной презентацией. Часто это совместная работа ученика и его семьи. Ребята сами подыскивают мультфильмы или фильмы, которые могут иллюстрировать их проект. Уроки ОПК проходят уже второй год, и я использую творческие работы ребят для проведения дальнейших уроков.
Галина Яковчукова, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №47 пос. Флорищи Володарского района, руководитель воскресной школы при Свято-Успенском монастыре Флорищева пустынь, победитель конкурса «Серафимовский учитель»
Привлекаем к урокам монастырь
В своей работе я постоянно пользуюсь видеоматериалами: православные фильмы и мультфильмы о святых Петре и Февронии, о преподобном Сергии Радонежском, святителе Иларионе — часть из них нам предоставляет епархия, что-то было приобретено на Московских Рождественских чтениях, но чаще я сама ищу его на многочисленных сайтах, например, на сайте телеканала «Союз», «Радость моя» или на детском портале «Солнышко», где, кроме видеоматериалов, есть много полезных рекомендаций, форм работы с детьми. «Круглые столы», уроки вопросов и ответов, викторины, обсуждение увиденного помогают ненавязчиво закрепить материал, надо сказать, не легкий для восприятия ребенка.
На территории нашего поселка находится известный Свято-Успенский монастырь Флорищева пустынь, поэтому, как говорится, сам Бог велел школе тесно и разносторонне сотрудничать с монастырем и с воскресной школой при нем (которую посещает большинство наших учеников).
Бывает, что на уроке у ребенка возникают неожиданные вопросы. Иногда дети подходят к тебе со своими душевными проблемами. Ты понимаешь: это высшая степень доверия ребенка взрослому человеку, стараешься вникнуть, объяснить, но иногда приходится призывать на помощь священника, если я чувствую, что мои ответы недостаточно убедительны. Кроме того, я приглашаю батюшку в школу, ведь некоторые темы уроков, например, «Молитва» или «Что есть Бог», гораздо доступнее может объяснить священник.
В своей работе широко использую проектную деятельность. И ученики четвертых классов уже побеждают на всевозможных конкурсах, научных обществах, где они представляют свои работы: «О чем поют колокола Флорищевой пустыни», «Сказ о Флорищевой пустыни», «Монастырь — остров спасения»… А какие интересные и нестандартные работы подготовили ребята на конкурс, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского: «Сергий Радонежский и Флорищева пустынь», «Как Сергий Радонежский помог моей подруге сдать технику чтения» или «Сергий Радонежский, Куликовская битва и компьютерные игры»! За необходимой информацией мы идем в библиотеки (школьную, поселковую, монастырскую).
Кадр из мультфильма «Московская легенда о Василии Блаженном»
Ребятам предлагаются самые разные темы для творческих и исследовательских работ, но дети чаще всего тяготеют именно к тому, что связано с историей нашего поселка и монастыря. И через историю малой родины они погружаются и познают прошлое родного края, Отечества. Причем, такая деятельность вовлекает и родителей, а я это только приветствую.