30.09.2021 доклады методистов ЦДКиО на Научно-практической педагогической конференции: "Образ Александра Невского в патриотическом воспитании подрастающего поколения" в Гатчине
Научно-практическая педагогическая конференция: "Образ Александра Невского в патриотическом воспитании подрастающего поколения", посвященная 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского прошла в Гатчинской епархии 30 сентября 2021 года.
Организована конференция Православным педагогическим обществом имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Методисты ЦДКиО Фрунзенского благочиннического округа Санкт-Петербургаской епархии были приглашены выступить на этой конференции и поделиться своим опытом работы. Ниже приводим эти выступления.
Выступление руководителя Свято-Георгиевских курсов методиста ЦДКиО Натальи Васильевны Шкринда (полный вариант)
Добрый день, досточтимые отцы, братья, сестры!
Благодарим за приглашение участвовать в научно-практической педагогической конференции "Образ Александра Невского в патриотическом воспитании подрастающего поколения".
Мне хотелось бы рассмотреть вопрос, который волнует меня и думаю многих: нужно ли продолжать сотрудничество Русской Православной Церкви, в лице нашего Центра духовной культуры и образования (ЦДКиО), с государственными образовательными учреждениями? Ведь если смотреть по проценту выбора модуля "Основы православной культуры" (ОПК) предмета ОРКСЭ, то он снизился, и это несмотря на то, что уже более 6 лет мы ведем сотрудничество и с администрацией района, и с образовательными учреждениями. Не самодостаточны ли детские сады и школы в области образования и воспитания? И так ли важно наше участие в информационно-просветительской деятельности среди педагогов и детей?
Надо сказать, что мы серьезно подошли к делу сотрудничества, заключили договоры с администрацией района, с Информационным методическим Центром (ИМЦ) Отдела образования района, разработали и запустили целую систему просветительской деятельности.
Итак, что представляет эта система. Стержнем ее являются Свято-Георгиевские информационно-просветительские курсы для педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР, а также для педагогов, занимающихся духовно-нравственным воспитанием детей. Эти курсы дают базовые знания о православной религии, о Боге, о человеке, о Церкви, о заповедях и других важных понятиях учения православной веры. Они рассчитаны на 72 часа и педагоги, выпускники курсов, получают сертификат государственного образца от ИМЦ, что, безусловно, для них важно. И вот, что важно для нас: на курсах прошли обучение представители почти всех школ района. Следующий ряд мероприятий уже направлен на углубление знаний по отдельным аспектам православной культуры и религии – это конференции, семинары, встречи, беседы, экскурсии и другое. В практической области это: мастер-классы, участие в районных методических семинарах по ОРКСЭ и ОДНКНР. (Подробнее о системе мероприятий расскажет методист ЦДКиО Ирина Валентиновна Сомсикова). К работе с образовательными учреждениями мы привлекли представителей храмов благочиния (кураторов), которые также налаживают сотрудничество со школами, закрепленными за храмами (3-6 школ и 9 детских садов за одним храмом).
Таким образом активно развивая сотрудничество, мы, видя такой низкий процент выбора модуля ОПК предмета ОРКСЭ в общеобразовательных школах, задались вопросами:
― зачем мы это делаем?
― чего мы хотим достигнуть? Какой результат мы ожидаем?
― не самодостаточна ли школьная система образования и воспитания?
― почему учителя, обучившиеся на наших курсах и явно оставшиеся неравнодушными к отеческой православной вере, не хотят преподавать детям Основы православной культуры?
На эти вопросы необходимо было найти ответ!
И мы пришли к такому выводу: наше сотрудничество необходимо и вот почему. Есть объективные моменты, связанные с выбором ОПК (зависимость от решения администрации школы, от пандемии и др.). Но есть и важные причины, связанные с самим педагогом, и они следующие:
первый момент ― учителя, впервые получающие системные знания о православной религии, сталкиваются со значительным объемом информации, которая привычна для богослова или священника, но для учителя она не так проста, как может показаться, необходимо время ее усвоить;
второй момент ― учителя понимают, что православная культура ― это не просто информация, нельзя ее сходу проговорить ребенку и забыть, они чувствуют серьезную ответственность в том, как должен быть подан материал, ведь православная культура соприкасается с серьезными метафизическими вопросами. От того, как учитель расскажет ребенку, может зависеть его духовный путь в будущем;
поэтому здесь возникает следующий важный момент: учитель понимает ― он должен сам дорасти до того времени, когда, осмыслив и созрев, сможет достойно говорить о православной культуре с ее содержательным компонентом православной религии из глубины своего сердца.
Вот именно в силу глубоких и ответственных размышлений учителя, прошедшие обучение на наших Свято-Георгиевских курсах, и не спешат браться вести предмет по "Основам православной культуры".
Но! зерно, брошенное в землю, должно прорасти. Этот росток должен вырасти в зрелое растение, и тогда оно уже может принести свой плод. Педагогу действительно нужно время! И тогда он, горя любовью к своему предмету, глубоко понимая и зная его, сможет передать свое горение и свой интерес своим ученикам. А наша задача сеять, трудиться на ниве просвещения и помощи педагогам.
Но тут возникает еще один вопрос: а нужно ли это ребенку? Не становится ли модуль ОПК лишь избыточным знанием для школьника, итак с избытком загруженного информацией?
Ответим и на этот вопрос.
Конечно, 4-классники находятся на разном уровне по отношению к православной культуре. Одни дети из верующих семей, они ходят в церковь и учатся в Воскресной школе. Другие знают, что есть православная церковь, но к ней индифферентны. А есть дети из семей "воинствующих атеистов", которые категорически против данного модуля.
Но все же важно, чтобы все дети получили знания о стержневых понятиях духовно-нравственной жизни. Ведь духовно-нравственные законы, изложенные в Священном Писании, продуманные в последовательное отеческое учение о нравственности, общечеловечны. Они легли в основу русского менталитета, стали духовным стержнем наших предков. И главное, на сегодняшний день они единственные могут уберечь ребенка от многих, порой трагических для его судьбы, решений.
Итак, делая вывод, скажем: сотрудничество Русской Православной Церкви и государственных учреждений в области православной культуры нужно для всех участников этого сотрудничества.
Выступление методиста Фрунзенского ЦДКиО Ирины Валентиновны Сомсиковой на тему "Мероприятия ЦДКиО в 2020-21 уч. г., посвященные Александру Невскому. Организация, проведение, результат"
Центр духовной культуры и образования начинает работу в новом году с составления годового плана совместно с ИМЦ, так как задачи у нас общие – способствовать воспитанию духовно развитого, умного человека, любящего свое Отечество, уважающего его историю, имеющего четкие нравственные ориентиры, и оказывать в этом помощь педагогам.
Но Православная Церковь решает еще задачи
- раскрытия воспитательного потенциала православной культуры.
- приобщение молодежи и педагогов к православной культуре и мировой культуре в целом.
- Расширение знаний о духовном наследии России.
- Создание среды для творческого общения детей и юношества на доброй почве Православной веры.
Тема деятельности ЦДКиО во многом определяется актуальной темой года и темой МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ
Тема 2020 года: Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа
Региональные Рождественские чтения во Фрунзенском благочинии прошли 23 ноября 2020 года дистанционно.
Выступления можно поделить на: • теоретические, • практические
Теоретическая часть включала доклады с такими тезисами:
● с XVIII века, с основания Санкт-Петербурга, становится актуальна память об Александре Невском, патриотические подъемы в истории сопровождались подъемом интереса к личности Александра Невского.
● от решения Александра с кем быть: с Западом или Востоком, зависел путь развития Российского государства.
Практическая часть включала доклады, связанные с решением таких вопросов:
● разобраться, чем побеждал князь? – сила в мудрости, в силе воли, в дисциплине, которая вырастает из послушания. Использовать пример Александра Невского как лидера, военачальника, дипломата.
● За что Александра Невского прославили в лике святых? - защищал русскую землю, проявил смирение, милость, веру в Бога.
Тему "Защита Отечества" раскрыть на примере св. князя Александра, воздерживаясь от мифологизации.
● в 6 классе Александру Невскому посвящен всего 1 урок, поэтому в старших классах необходимо на повторении провести целый урок и рассмотреть Александра Невского как воина-полководца, как политика - князь Новгородский, как дипломата - князь Владимирский.
● задача педагога перевести интерес подростка от бытовых вопросов в духовные.
● полученные на уроках знания использовать в подготовке большого проекта "Россия — Родина моя", ученики 5-11 классов на деле соприкасаются с усадьбами, храмами, музеями России; познают родную землю, связанную с историей; в Александро-Невской Лавре и в Усть-Ижоре могут почувствовать жизнь и святость Александра Невского.
Направления работы ЦДКиО в 2020-21 гг., связанные с именем Александра Невского:
I. Конкурсное;
II. Занятия с детьми в ИЗО-студии "Зерно";
III. Экскурсионное;
IV. Методическое;
V. Познавательно-игровое.
I. КОНКУРСНОЕ направление работы
1) Конкурс "КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА"
Тема 2020 года "Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа"
Организатор – Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Сроки проведения
с 1 сентября по 15 декабря 2020 года.
Чтобы оповестить о конкурсах, мы, методисты ЦДКиО,
- выступаем на совещаниях и семинарах педагогов, рассказывая о конкурсах,
- делаем рассылку с приглашением участвовать в Конкурсе,
- размещаем информацию на сайте ЦДКиО,
- информация включается в годовой и ежемесячный план ИМЦ
Возраст участников – от 9 до 17 лет.
К сожалению, с прошлого года дети до 9 лет теперь не участвуют в конкурсе. А ведь от Фрунзенского района половина работ на конкурс уходила из дошкольных детских учреждений. Это была возможность в детсадовском возрасте говорить с детьми о Красоте БОЖЬЕГО мира. Теперь эта возможность пресечена.
В 2020 году в конкурсе "Красота Божьего мира" участвовало 66 человек.
Подтемы:
- Александр Невский
- Библейские сюжеты
- Мир духовный и мир земной
- Христос и Церковь
- Любимый храм
- Красота родной природы
- Мой дом, моя деревня, мой город
- Моя семья, мои друзья
2) Детско-юношеский и педагогический конкурс "УРОКИ ПРАВДЫ И МИРА", посвященный 800-детней годовщине со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского
Проводится Санкт-Петербургской епархией Русской Православной Церкви, Комитетом по образованию, Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербургской духовной Академией, Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных.
Возраст участников Детско-юношеского конкурса от 5 до 20 лет.
В 2021 году в конкурсе "Уроки правды и мира" в номинации "Изобразительное искусство" участвовало 16 человек.
Это мало, но этому есть объяснения: поздно был запущен конкурс, поэтому мало времени на подготовку; пересечение тем с конкурсом "Красота Божьего мира".
Тематикой для конкурсных работ могут служить:
• Святой Александр Невский – Солнце земли русский и имя России
• Святой Александр Невский – небесный покровитель русского воинства
• Святой Александр Невский – мой небесный покровитель (для детей, носящих имя Александр)
• Святой Александр Невский в русской культуре
• Святой Александр Невский – отважный воин, мудрый политик и дипломат
• Иконография святого Александра Невского
• Храмы и памятники во имя святого Александра Невского в Санкт-Петербурге
• География подвигов святого Александра Невского
• Святой Александр Невский в музыке и кинематографе
Здесь темы разработаны конкретно, рассматривается святой в связи с Россией, с Санкт-Петербургом, воинами, конкретным человеком.
II. ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
Как организаторам конкурсов и участникам жюри нам важно и самим непосредственно работать с детьми.
ИЗОСТУДИЯ "ЗЕРНО" при храме св. вмч. Георгия Победоносца, организовала которую уже много лет назад Н. В. Шкринда.
Занятия, посвященные св. Александру Невскому, проходили в течение всего прошлого учебного года. Дети возраста от 4 до 12 лет узнавали историю России времени Александра Невского, а главное – размышляли о духовном подвиге князя, о его влиянии на историю, о источнике силы духа князя.
Дети с удовольствием рисуют и лепят на темы, связанные со святыми.
Занятия с детьми 4-6 лет, посвященные св. блг. вел. кн. Александру Невскому и основанные на посещении педагогами Усть-Ижоры. – Связь с экскурсией!!! о которой речь позже.
Дети постарше приняли участие в выставке частного музея "Князь Александр Невский" и сходили туда на экскурсию (Директор ― Андрей Анатольевич Андриенко, член-корреспондент Петровской академии наук (отделение истории), Президент клуба "Клуб истории искусств и культуры", директор культурно-образовательного центра "Невский", и Алла Викторовна Смирнова – основатель и директор Блокадного музея в гимназии № 295.)
Дружба с ними продолжается!!!
III. ЭКСКУРСИОННОЕ направление
Экскурсия "СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ПАМЯТНЫЕ МЕСТА" для воспитателей ДОУ и методистов ИМЦ
Именно для этой аудиторию проведена экскурсия, потому что хочется, чтобы воспитатели прониклись связью истории России и православной веры. Чтобы не было боязни говорить с детьми о православной истории нашего Отечества.
Приглашали воспитателей на экскурсию как методисты Фрунзенского ЦДКиО, так и методисты ИМЦ.
Автобус предоставила Администрации Фрунзенского района,
Экскурсию провела О.В.Куковская – педагог-экскурсовод, учитель ОПК школы № 367 и матушка диакона Олега Куковского, директора ЦДКиО
Посетили:
Усть-Ижора: • Музей-диорама "Невская битва 1240",
• церковь св. блгв. кн. Александра Невского на месте битвы,
• памятник Александру Невскому.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра:
• Свято-Троицкий собор,
• Никольское кладбище,
• Музей Древлехранилище лавры.
Именно в такой последовательности была построена экскурсия, потому что Александр Невский сначала так много сделал для русских людей, а уже потом этот подвиг веры и служения Отечеству был определен как достойный имени святости.
Участники получили памятки "Святой благоверный князь Александр Невский. Памятные места".
И что важно: на сайте ЦДКиО была сразу же была помещена разработка занятия в детском саду "Наша Родина и ее святой защитник", посвященного Александру Невскому.
Отзывы: После экскурсии педагоги говорили, что ощущают духовный подъем и душевную теплоту, много узнали и хотели бы узнавать церковную историю и дальше.
Поэтому методисты ЦДКиО создали цикл экскурсий "Духовные корабли города на Неве и окрестных земель"
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ направление
Методисты ЦДКиО участвуют в Районном методическом объединении учителей, преподающих ОРКСЭ и ОДНКНР, которое собирает методист Информационно-методического центра Фр. р-на (ИМЦ)
На одно из собраний пригласили учителя ОПК и ОДНКНР школы № 299 иерея Димитрия Пономарева, который представил разработанный квест, посвященный св. Александру Невскому.
Это дает возможность учителям вносить новую струю в преподавание, закреплять знания уроков и углублять их в неформальной обстановке. Занятия становятся интересным.
Вопросы квэста касаются биографии князя Александра Невского, духовного выбора князя и последствий этого выбора. А тема выбора очень важна для подростков.
V. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЕ направление работы
● КВЕСТ, посвященный св. Александру Невскому, был проведен в ГБОУ лицей № 299
Отец Димитрий Пономарев провел квест в 6-м классе школы, в которой сам преподает ОПК и ведет кружок.
Есть заявка о проведении квеста в школе № 365.
● Серия интеллектуальных игр "ЧТО, ГДЕ, КОГДА?", посвященных 800-летию со дня рождения св. блгв. вел. кн. Александра Невского.
Нами было запланировано 2 игры, но благочинный Фрунзенского округа предложил провести еще игру для подростков, и стало 3 игры.
Игры проходят в нижнем храме св. вмч. Георгия Победоносца.
26 августа прошла игра для подростков 11-15 лет.
Планируются:
26 октября – игра для школьных учителей.
3 ноября – игра для воспитателей ДОУ (на экскурсии с ними мы уже были!!!).
На прошедшую игру собрались 6 команд подростков – 3 команды от общеобразовательных школ, воскресной школы, из детей семейного обучения, сборная. Всего участвовал 31 человек.
Так как игра проходила в последние дни каникул, то приглашали игроков через знакомых ЦДКиО педагогов. А у нас за годы работы уже собралось большое количество педагогов, готовых сотрудничать с нами или которые интересуются событиями.
Цель нашей игры: узнать новое о св. князе Александре Невском и истории нашего Отечества.
Но и пообщаться в игре в необычной обстановке – это тоже интересно.
Состязательность в игре, конечно, была.
После подведения итогов игры мы узнали команду-победителя.
Возраст участников команд был разный, но знания и сообразительность не определяются возрастом, как показала эта интересная, познавательная и веселая игра.
Программа проведения:
1. интеллектуальная игра
ее блестяще провёл Алексей Владимирович Блинов капитан команды телевизионного клуба "Что? Где? Когда?" и двукратный обладатель хрустальной совы.
2. "Музей в чемодане" представил Андрей Анатольевич Андриенко ― директор частного музея "Князь Александр Невский", член-корреспондент Петровской академии наук (отделение истории) Президент клуба "Клуб истории искусств и культуры", Директор культурно образовательного центра "Невский"
3. После завершения игра благочинный Фрунзенского благочиннического округа и настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца протоиерей Алексей Исаев вручил всем участникам подарки.
После игры учителя рассказали нам, что дети несколько дней обсуждали игру и вопросы, значит им было интересно, зацепило за живое. С пользой проведенное время дает шанс на потенциальное духовное развитие.
● "МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ"
Это переносная выставка от частного музея "Князь Александр Невский"
Ребята могли потрогать, примерить и взять в руки мечи, кольчугу, шлемы.
Именно в этом музее проходила выставка детского творчества, посвященная Александру Невскому.
И еще одна связующая нить событий этого года, посвященного Александру Невскому – после игры "Что, где, когда?"
- директор школы № 8 загорелась обязательно сводить детей в этот частный музей,
- директор Воскресной школы "Георгиевская" планирует провести с детьми подобную игру, посвященную Александру Невскому и другим святым людям, послужившими России.
В заключение хочется сказать, что брошенное зерно обязательно прорастет, педагоги станут более открыты Церкви и православию, а дети узнают православное мировоззрение и это поможет им в жизни.