Ответы на часто задаваемые вопросы
В этой статье мы постарались дать ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся сотрудничества ответственных от общеобразовательных школ и кураторов от храмов.
— Кто такие КУРАТОРЫ от храмов?
Куратор — официальный представитель конкретного храма РПЦ в государственных образовательных учреждениях.
— Какова ЦЕЛЬ их деятельности?
Организация взаимодействия храма с закрепленными образовательными учреждениями в допустимых для госучреждения формах.
— Взаимодействие В КАКОЙ ОБЛАСТИ?
Деятельность куратора будет касаться вопросов преподавания предмета ОРКСЭ, а в частности модуля Основы православной культуры, предмета ОДНКНР. Также вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания и образования на основе ценностей православной культуры.
— С КЕМ взаимодействует куратор?
За каждым храмом закреплено определенное количество школ, чаще всего близлежащих; в этих школах назначены ответственные за взаимодействие с храмами.
— Кто такие ОТВЕТСТВЕННЫЕ от школ?
Ответственные от школ — это завучи по учебно-воспитательной работе в школе.
— В чем будет заключаться ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ куратора и ответственного?
Ответственный ориентирует куратора в школьном образовательном пространстве, помогает встретиться с учителями по ОРКСЭ и ОДНКНР, с другими педагогами, знакомит с планом мероприятий школы и т. д. Куратор и ответственный вместе планируют совместную деятельность. Такая форма взаимодействия позволит оптимально выстроить процесс: сберечь силы и время педагогов.
— На основании каких ЗАКОНОВ осуществляется данное взаимодействие?
На основании закона правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
В Стратегии в главе III «Основные направления развития воспитания» в пункте 2 «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» говорится о необходимости в деле духовно-нравственного воспитания детей «расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами».
В основу взаимодействия образовательных учреждений и Русской Православной Церкви положена модель сетевого сотрудничества на основе нормативной базы, прописанной в статьях 15 и 64 закона от 29 декабря 2012 г. №. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 15. П.1.: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Деятельность организаций, входящих в сеть, регламентируется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ».
Ссылка на Соглашение о сотрудничество № 94 Комитета по образованию и централизованной Религиозной Организации Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 09.12.2013. Действие документа пролонгировано.
Ссылка на Соглашение о сотрудничестве в сфере духовно-нравственного образования и воспитания администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга и благочинным Фрунзенского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) от 06.05.2015. Действие документа пролонгировано.
Статья 64. П.3: «В подведении итогов можно сказать, что новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает возможность образовательным организациям реализовывать сетевое взаимодействие при реализации основной образовательной программы».
— Почему именно Русская Православная Церковь является «традиционной религиозной общиной»?
Учение Православной Церкви имеет четко сформулированную духовно-нравственную систему, это учение легло в основу российской государственности и культуры, сформировало русский менталитет, имеет неоценимый опыт воспитания и достижения духовно-нравственных целей, описанный и систематизированный.
1000-летняя история Русской Православной Церкви = 1000-летней истории России.
— Церковь отделена от государства, не является ли такое взаимодействие религиозной пропагандой?
Нет, не является. Область взаимодействия — это область православной культуры. Цель взаимодействия — повышение грамотности ребенка в духовно-нравственной области.
— Почему недостаточно просто учителя по Основам православной культуры?
Православная культура основана на учении Православной Церкви, для глубокого знания этого учения необходимо жить им или иметь богословское образование. Те люди, которые творили русскую культуры, были внутри христианской традиции. Современный учитель по Основам православной культуры чаще всего только прошел обучение на курсах, и ему сложно проникнуть в глубину этого учения, по-настоящему понять его.
— Почему недостаточно светского понимания нравственности?
Светских определений нравственности более 30, следовательно, определения нравственности как такового нет, есть только приближения к нему. Нравственность сама по себе не отвечает на ключевые вопросы бытия: что такое жизнь? что такое смерть? зачем мы живем? что такое вечность? зачем творить добро? Православное учение отвечает на эти вопросы. Ребенку важно это знать.
— А если учитель не желает этой «глубины»?
Значит, он дилетант, и к знанию преподаваемого им предмета относится безответственно, а это не допустимо. Почему учитель истории или математики должен отлично знать преподаваемый им предмет, а учитель по Основам православной культуры — нет?
— Чем важен предмет Основы православной культуры?
Ребенок в поисках духовной жизни, не зная ее традиционных, проверенных временем критериев, в поисках обретения смысловых высот легко попадается в различные псевдодуховные организации, экстремистские группировки, он ведется на всё, что ему может показаться значимым, высоким, надмирным. При этом в настоящее время в поисках чего-либо особого не надо ехать на Тибет или куда-то еще, достаточно немного поискать в интернете и это «особое» само тебя найдет.
Духовно-нравственная грамотность ребенка — это его безопасность.
— Да, это важно. Значит, куратор будет консультировать учителей в области православной культуры?
Да. В помощь учителю по Основам православной культуры у нас в благочинии существуют Свято-Георгиевские информационно-просветительские курсы, проводятся семинары и др. Куратор может проконсультировать сам, организовать беседу, встречу, экскурсию, мастер-классы и много других мероприятий. Это поможет учителю не только глубже познакомиться с православной культурой, с православным учением, но и приобрести что-то в свою методическую копилку, получить себе помощника в организации познавательной деятельности.
— Может ли священник приходить в школу в своей служебной одежде.
Закона, запрещающего священнику носить его служебную одежду — нет, где бы священник не находился.
— Но все-таки можно услышать протесты против присутствия в школе священника в священнических одеждах.
Такие протесты часто основаны на предположении: раз священник в рясе, то это будет религиозная пропаганда, религиозное насилие. Но это абсурд. Давайте тогда и медицинским работникам запретим профессиональную одежду под предлогом, что они своим видом располагают людей к заболеванию, или милиции запретим форму под предлогом, что они своим видом располагают к преступлению. Странное требование.
— Какие ожидаются РЕЗУЛЬТАТЫ от взаимодействия кураторов от храмов и ответственных от общеобразовательных школ?
Образовательный и воспитательный результат — это повышение знания православной культуры и ее истоков и, как следствие, более глубокое понимание истории Отечества, литературного творчества, произведений искусства. Знакомство с православным мировоззрением, его духовно-нравственной составляющей позволит найти ответы на глубинные вопросы человеческой личности, расширит духовный мир ребенка, поможет ему расставить жизненные приоритеты. Такой результат соответствует целям развития воспитания в нашей стране.